Катерина Клепиковская
Режиссер Нил Бломкамп после своей последние неоднозначной, но безусловно качественной работы «Район №9», представил еще одну фантастическую ленту, которая оказалась во многом похожей на предыдущую.
Итак, снова на экране мягкий вариант постапокалипсиса — Земля переживает экологическую катастрофу, люди живут в ужасающих условиях, планету охватили эпидемии. Только богатейшая часть человечества смогла перебраться на космический корабль «Элизиум», где царит благополучие, роскошь и никто не болеет — в каждом доме стоит капсула, излечивающая от всего на свете. Главный герой фильма Макс (Мэтт Деймон) работает на заводе на Земле и однажды получает несовместимое с жизнью облучение радиацией. У него есть пять дней, чтобы попасть на «Элизиум» и добраться до ближайшей лечащей капсулы. Однако сделать это будет крайне сложно, ему противостоят министр обороны космического корабля Делакорт в исполнении Джоди Фостер и убийца-наемник Крюгер (Шарлото Копли).
В этот раз режиссер фантастической составляющей, то есть прорисовке отдаленного будущего и его проблем, уделил куда меньше внимания, чем социальной составляющей. Это совсем не упрек: тенденция последнего времени, когда создатели стараются прикрыть неувязки сюжета или системы персонажей захватывающим визуальным рядом, уже начала несколько утомлять. Эпизоды, где разыгрывается карта неравенства между богатыми и бедными, где ярко прописаны страх людей перед роботами, где озвучиваются ужасающие законы «о лояльности к государству», оказались в итоге самыми эмоционально насыщенными. Во главу угла поставлено не то, что все человечество живет в весьма печальных условиях, а то, как каждый конкретный человек переносит эти страдания и как это отражается на его личности. Именно поэтому, я полагаю, режиссер обошелся без типичного героического пафоса «Я обязан спасти этот мир!» и сконцентрировался на вполне естественном для человека эгоистическом желании выжить, к которому в качестве бонуса пошло и всеобщее благоденствие.
Фильм очень динамичен, причем в основном не за счет батальных сцен, а сюжетно - за счет все время ухудшающегося положения героев. Вроде бы Максу уже все, что могли переломали и порезали, но минуту спустя сценаристы подвергают его новой опасности. Но если говорить о драках, то давненько зритель не видел их сделанными настолько добротно. Кстати, у фильма не зря стоит ограничение 16+. Детей на него лучше не водить — уж слишком подробно показаны сцены некоторых убийств.
Есть у «Элизиума» и недоработки. Например, игра некоторых актеров. На мой взгляд, большинство исполнителей справились на пять, например, Ш.Копли, которого на протяжении всего фильма хотелось сильно треснуть по башке чем-нибудь тяжелым, но вот Д.Фостер не дотянула. Совсем чуть-чуть, но мне все-таки не хватило злобы, агрессии, жадности, властолюбия и стервозности у ее героини. М.Деймон тоже был убедительным, но и только.
Немного страдала логика. Зачем создавать себе проблему в виде земных нелегалов, жаждущих добраться до капсул, если пару десятков таких можно разместить на бедствующей планете? Ну и восстановить ее, например.
Последний минус — затянутость первой части фильма. От неторопливости действия становится скучновато, внимание переключается с фабулы на визуальный ряд, который вполне себе качественен, но не захватывает дух.
В целом же, «Элизиум» - фильм целостный, качественный, характерный для Н.Бломкампа, но не преодолевший им же самим поставленную планку. Рекомендовано к просмотру.
Елена Кабакова
Не столь далекое будущее. Планета перенаселена и истощена, болезни, хаос и анархия поработили мир простолюдинов, а богачи получили лояльную власть и бессмертие. Утопая в роскоши, они проживают одну жизнь за другой на искусственном спутнике «Элизиум». Мечта каждого землянина – рано или поздно попасть на орбитальный рай, а иммиграционная служба зорко следит за тем, чтобы этого не произошло.
Но приходит тот день, когда стечение обстоятельств вынуждает не самого законопослушного парня отправиться на «Элизиум» и навсегда изменить расстановку сил. И делает он это отнюдь не из-за геройских побуждений – жажда жизни заставляет бороться до последнего.
История отчасти банальна, но что-то в ней пробуждает эмоции, заставляет перебирать в голове детали увиденного. Может быть, это недосказанность, которую в финале подарил нам Нил Бломкамп, а может детская непосредственность и прямота, с которой пересказывают нам вероятное развитие событий жизни на Земле полтора века спустя. Города-муравейники, пустоши, превратившиеся в мусорные свалки, бесполезный для большинства технический прогресс, безнаказанность власти и пугающая разница в уровне жизни бедных и богатых. Все это заставляет хотя бы на миг задуматься о том, что нас ждет.
Н.Бломкамп радует тем, что снимает уже второй фильм по собственному сценарию. Это здорово, потому что создатель представляет себе все до мелочей с самого момента зарождения идеи фильма. Наверное, поэтому самыми яркими и запоминающимися становятся не сами события, происходящие в течение двух часов, а окантовка, детали, которые привлекают внимание и отличают «Элизиум» от других подобных.
Большой вклад в завершение образа картины внесли актеры. Мэтт Дэймон без переигрывания и гримас справился с ролью тянущего лямку освобождения мира Макса. Уже зарекомендовавшему себя Шарлото Копли удался безумный, необузданный и разъяренный охотник за головами с говорящим именем Крюгер (прямо-таки озверевшее перевоплощение Фредди из «Кошмаров на улице Вязов»). Хорошо показали себя и актеры второго плана: Диего Луна, Алиси Брага, Вагнер Моура. Ну а украшением фильма стала стервозная Джоди Фостер. К сожалению, для нее отвели не так много экранного времени.
Чувствуется, что над лентой старалась вся команда. Это подтверждает новое видение сцен схваток, их компьютерная обработка, эффекты, от которых вздыхал или ужасался весь зал, добротная работа костюмеров, вдумчивый подход к декорациям (особенно сцена финальной схватки). Все это стало фундаментом для фантастики нового уровня. Фантастики, в которой кроме буйства воображения есть душа.
Слабонервным и чувствительным особам смотреть «Элизиум» не рекомендуется – рейтинг «16+» у ленты неспроста, и в ней действительно есть сцены изощренного насилия. А тем, у кого с сердцем все в порядке и оно пылает любовью к историям на тему «а как оно будет спустя сотню лет» - рекомендуем к просмотру.
Фото: kinopoisk.ru
Комментарии