Пресс-служба УФАС по Коми сообщает, что, по словам руководителя ведомства Наталия Гуревская, в первом квартале этого года контрактная система была практически парализована из-за страха заказчиков – государственных и муниципальных органов - перед новым законом. Они попросту не размещали заказы, что стало ударом, особенно для среднего и малого бизнеса – доступ к государственным деньгам был приостановлен, что отрезало часть экономического сектора от существенного ресурса.
Главная проблема, которая была озвучена на заседании общественно-консультативного совета 20 мая, – отсутствие кадров для работы по новому закону, как со стороны заказчиков, так и бизнеса. «Старый закон о госзакупках толком не знали, а новый – вообще темный лес», - высказался один из общественников.
Но постепенно ситуация начинает меняться. Заказчики освоились, закупки товаров, работ и услуг стали совершаться несколько активнее. Начали поступать жалобы на заказчиков, причем не мало.
Н.Гуревская также подчеркнула, что контрактная система открывает новые возможности в борьбе со злоупотреблениями государственных и муниципальных заказчиков при закупках, что должно сделать систему более прозрачной, справедливой и конкурентной для бизнеса. «В целом, контрактная система дает возможность бизнесу прозрачный и конкурентный доступ к государственным и муниципальным деньгам. Но работы впереди еще много», – подвела она итог.
Напомним, в феврале Н.Гуревская на пресс-конференции обозначила главные отличия старой системы госзакупок от контрактной. Так, сейчас предусмотрены новые стадии закупок – помимо процедуры непосредственно покупки товаров, услуг и работ (аукционы, конкурсы), предусмотрены стадии планирования закупки и ее реализации. Причем все стадии открыты и отражены на официальном сайте госзакупок для общественного контроля.
Если раньше пожаловаться в контролирующий орган на закупку мог только сам участник размещения заказа, например, пострадавший бизнесмен, то сейчас это может сделать любая общественная структура, к примеру, защищающая интересы того же среднего или малого бизнеса, и вообще любой гражданин, посчитавший, что чиновники при размещении заказа нарушили какие-то нормы.
Помимо этого контрактная система предусматривает процедуру обоснования закупки – без причины, без четкого объяснения, зачем это необходимо и почему обозначена такая цена, купить что-либо чиновники не могут. Без мотивировки покупка в любой момент может быть оспорена. Кроме того, предусмотрена процедура общественных слушаний дорогостоящих трат. Правда ее механизм еще не введен в полной мере, так как пока не принят подзаконный акт его регулирующий. Вообще, для полноценной и всеобъемлющей работы контрактной системы необходимо принять около 70 подзаконных актов.
Фото с сайта vduminichi.info
Комментарии