Реклама
Реклама
Реклама
Реклама
Четверг, 31 Январь 2008, 12:07 478 0

Стенограмма заседания Совета по развитию лесопромышленного комплекса в Сыктывкаре (часть I)

«КомиОнлайн» распространяет стенограмму прошедшего 29 января в Сыктывкаре заседания Совета по развитию лесопромышленного комплекса.

Выступление премьер-министра РФ Виктора Зубкова (стенограмма с интернет-портала правительства):

Добрый день, уважаемые коллеги!

Сегодня мы проводим второе заседание Совета по развитию лесопромышленного комплекса. Мы договорились, что будем ряд наших заседаний проводить «на выезде». Мы посмотрели в первой половине дня предприятие, которое занимается глубокой переработкой древесины. Производит хорошее впечатление: хорошие показатели, производство каждый год растет. Отрадно, что один куб древесины дает порядка 244 долларов США. Вот что значит глубокая переработка.Я посмотрел статистику за прошлый год. Мы экспортировали 13,3 млн. кубов необработанного круглого леса, средняя стоимость одного куба — 44 доллара США. Смотрите — какая колоссальная разница! Переработанная древесина — 244 долларов, непереработанная — 44. 200 долларов плюса на каждом кубометре древесины.Предприятие постоянно модернизируется, есть планы по строительству дорог. При содействии предприятия строится жилье, больницы, спортивные комплексы. Довольно высокая заработная плата. Средняя — 22 тысячи рублей, операторы получают 40 тысяч рублей. Это иностранная фирма. Тем не менее, как сказали владельцы, работать в России комфортно. Поэтому собираются расширять свое производство, строить еще одно большое предприятие. Мы это можем только приветствовать. Это налоги, рабочие места. Поэтому вот таких инвесторов в России должно быть больше.

Наше заседание Совета предлагаю начать с подготовки концепции Стратегии развития лесного комплекса на период до 2020 года. Необходимость формиро-вания так называемой лесной политики назрела давно. О ней говорят и отраслевые специалисты, и чиновники, и представители бизнеса.

Учитывая многопрофильность лесной отрасли, подход к ее дальнейшему развитию должен быть комплексным. Отрывать лесопромышленный комплекс от лесного хозяйства нельзя. Нам необходима внятная государственная стратегия действий, долгосрочное планирование развития всего лесного комплекса как единого организма. В том числе — и в вопросах территориального размещения мощностей, технического перевооружения, сохранения и восстановления лесов. И еще очень во многих других вопросах.Как мы договаривались, документ, определяющий развитие лесной отрасли на длительную перспективу, будет разрабатываться в два этапа. Сначала — концепция, некая блок-схема, затем — Стратегия. Мы условились, что окончательный вариант Концепции мы примем в конце марта.

Работа эта идет. И сегодня мы выслушаем и разработчиков, и представителей бизнеса. Не сомневаюсь, что обмен мнениями поможет нам в дальнейшей работе над этими документами.

В связи с этим прошу первого докладчика — Мантурова Дениса Валентиновича — высказать свои соображения о согласованности Концепции с приоритетными инвестиционными проектами.

Знаю, что в рамках постановления Правительства «О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов» рассматриваются 76 таких проектов. Полагаю, это будет во всех отношениях полезная информация. В том числе, и с точки зрения перспектив развития государственно-частного партнерства в отрасли.Следующий вопрос повестки — развитие мощностей по глубокой переработке древесины в Северо-Западном федеральном округе. Именно он является у нас передовым по этому вопросу. Его доля в общероссийском объеме производства бумаги — почти 62 процента, картона — 41 процент, целлюлозы товарной — 41 процент. Причем все это — высоко-технологичная продукция с большой долей добавленной стоимости.

Хотя мощности здесь используются пока не в полном объеме. Значит прирост производства без строительства новых и расширения действующих предприятий невозможен.

Я не говорю сейчас о других «лесных» регионах. В некоторых из них глубокая переработка вообще отсутствует или находится на значительно более низком уровне.Хочу подчеркнуть: проблема глубокой переработки древесины остается самой важной. Ее решение мы должны поставить во главу угла развития отрасли. И будущая стратегия, в том числе, должна быть ориентирована и на это.

Сегодня нам предстоит утвердить план работы Совета на первое полугодие этого года, определиться с составом его рабочих групп. И тем самым завершить его организационно-техническое становление.

Отмечу, что Совет получился весьма представительным, особенно с учетом рабочих групп. Рассчитываю на самую высокую отдачу от его работы.

Доклад заместителя министра промышленности и энергетики РФ Дениса Мантурова

Уважаемый Виктор Алексеевич! Уважаемые коллеги!

В 2007 году темпы прироста лесопромышленного производства значительно выросли и составили 5 процентов. В 2006 году это было 2 проц. Но все-таки это ниже показателя других отраслей обрабатывающей промышленности. В итоге ЛПК обеспечивает примерно 1 проц производства ВВП и около 4 проц общего объема промышленного выпуска. Но какой бы ни была динамика, решение по ограничению экспорта необработанной древесины пересмотру не подлежит, и мы считаем, что эту позицию надо удерживать и впредь.

С 1 января 2009 года вывоз кругляка перестанет быть экономически целесообразным. По мере приближения к этой дате мы должны создать как можно больше вариантов для переработки на технологических мощностях в регионах РФ. Но у этого множества производственных сценариев должна быть единая концептуальная основа, поэтому минпромэнерго ускорит разработку концепции развития лесного комплекса.

Недостаточно вписать в календарь 2008 года ставшие пилотными инвестпроекты. В соответствии с горизонтом долгосрочного планирования будущая стратегия должна быть рассчитана на период до 2020 года. С позиции инвесторов это ближайший рубеж отдачи вложений. По сути, 12-летний цикл — оптимальный период для ввода мощностей в строй к завоеванию ниши на рынке и восстановлению ресурсов. От точности выбора ориентиров зависят выгодно-целевые показатели в идущем темпе. Но это не значит, что эта задача должна обсуждаться годами. В режиме деятельности нашего союза отсчет времени должен измеряться обычными неделями. Если мы сумеем с министерствами согласовать концепцию до 1 июня, то стратегия развития отрасли ляжет в основу межведомственного комплекса мер. Тогда, уже начиная с 2009 года, можно будет участвовать в процессе ежегодных корректировок трехлетних финансово-экономических планов.

Концепция предусматривает оценку доступных лесных ресурсов в региональном разрезе при составлении балансовых расчетов по увязке прогнозируемых объемов производства с запасами леса и его качественными характеристиками.

Наравне с минимальными возможностями отдельных субъектов федерации определение основных направлений ведется на основе учета ресурсного потенциала всей страны. При разработке стратегии учитывается потенциал в 82 млрд кубометров древесины и ежегодный экологически-разрешенный объем в размере около полумиллиарда кубов. При этом весь этот ресурс используется менее чем на четверть. Поскольку естественное развитие ресурсной базы напрямую не увязано с административным делением страны, предложение по территориальному планированию при размещении предприятий отрасли должно носить межрегиональный характер. Структуру размещения предприятий необходимо оптимизировать — новые производства должны развиваться, преимущественно, в лесодостаточных районах Европейской части России, Сибири и Дальнего Востока. Все работы будут увязаны с подготовкой соответствующей стратегии развития Дальнего Востока и Восточной Сибири. При этом рост объема бумаги, картона и других видов лесной продукции с высокой добавленной стоимостью должен быть обеспечен, с одной стороны, за счет модернизации и технического перевооружения уже существующих предприятий. С другой стороны, учитывая высокую емкость растущих потребительских рынков, концепция обосновывает необходимость строительства новых ЦБК.

Таким образом, наряду с учетом распределения ресурсов и мощностей по географическим и экономическим районам нашей страны во главу стратегического планирования надо ставить потребности внутреннего и внешних рынков сбыта лесобумажной продукции. Нами были проанализированы основные тенденции развития рынков стран СНГ, Азиатского и Тихоокеанского регионов, Европейского союза и других регионов мира. Были учтены данные комитета по лесоматериалам Европейской экономической комиссии ООН до 2020 года.

Соответствующая концепция предусматривает решение следующих системных проблем: низкий уровень лесопользования и недостаточное развитие высокотехнологичных производств по глубокой механической, химической и энергетической переработке сырья. И то и другое в совокупности поставили экономику страны в зависимость от импорта высококачественной лесобумажной продукции.

Распределяя основные точки роста в лесном комплексе нужно, прежде всего, соотнести потребности в инвестициях, источники инвестиций и меры достижения социально-экономических задач. Реализация первого этапа будущей стратегии уже сегодня проходит откатку в ручном режиме.

На следующем слайде показаны основные моменты работы по утверждению инвестиционных проектов и внедрению их в перечень приоритетных. Из 32 запрошенных регионов информацию о предполагаемых проектах представили 18 регионов по 76 объектам общим объемом финансирования 490 млрд рублей. В январе приказом Минпромэнерго в приоритетный перечень уже включены первые деревообрабатывающие предприятия. С инвесторами будут заключены договоры аренды лесных участков без проведения аукционов за 50 процентов минимальной ставки лесопользования. В частности, проект на территории Свердловской области предусматривает производство 27 тыс кубометров заготовок для производства мебели. Объем инвестиций — 800 млн руб. Проект находится в высокой стадии готовности.

Запланированное правительством Смоленской области производство ламинированных древесностружечных плит объемом 350 тыс кубометров. Объем инвестиций составит почти 4 млрд рублей. К числу позитивных моментов, связанных с этим проектом, мы относим создание новых рабочих мест в этом регионе. Забегая вперед, скажу, что кадры это очень важный фактор. Мы рискуем столкнуться опять с ограничением труда на объектах в новых регионах, где до сих пор не было достаточной лесопереработки.

Недавно на рассмотрение министерства поступили проекты из крупнейшего субъекта федерации — Красноярского края. В рамках реализации программы развития Нижнего Приангарья планируется строительство двух целлюлозно-бумажных и фанерного производств. Общий объем инвестиций приблизится к 100 млрд рублей. И это уже настоящий, без кавычек, стратегический масштаб. Среди стратегических инвесторов красноярских проектов выступает Банк развития.

Реализация всех перечисленных проектов позволяет увеличить объем заготовок до 14 млн кубических метров древесины ежегодно. Обеспечить постоянной работой 8 тыс человек, проживающих рядом с местами лесопереработки. Мы сможем предложить существующим заготовителям из бывших экспортно-сырьевых регионов поставлять заготовленную древесину на внутреннюю переработку.

Стратегия — дело не только одного нашего ведомства. Территориальная схема размещения объектов ЛПК будет увязана с наличием энергетической и транспортной инфраструктуры. То есть, при разработке стратегии должна учитываться существующая база документов, в частности, генеральная схема размещения объектов электроэнергетики до 2020 года, стратегия развития железнодорожного транспорта до 2030 года и соответствующий план развития Росавтодора в рамках реализации транспортной стратегии и модернизации транспортной системы России.

При содействии еще одного очень важного института развития как инвестиционный фонд должны быть своевременно построены железные и автомобильные дороги, открыты новые рабочие поселки. Таким образом, стратегия развития ЛПК должна уже в этом году интегрироваться в создание инфраструктур жизнеобеспечения в местах реализации инвестпроектов.

Данный вопрос обсуждался на ведущих заседаниях правительственной комиссии по инвестиционным проектам, имеющим общегосударственное значение, под председательством Дмитрия Николаевича Козака. Мы его попросим дополнительно об этом сообщить.

Необходимо также в других перерабатывающих отраслях добиваться, прежде всего, замещения импорта на собственном рынке продукцией, сделанной из нашего сырья. Собственно говоря, эту концептуальную мерку мы должны держать в центре процесса разработки стратегии.

На следующем этапе мы поставим перед собой более амбициозную цель — выход на мировой рынок с собственной конечной продукцией. Сегодня в структуре экспорта лесопромышленной продукции преобладает необработанная древесина. Это обуславливает низкую долю РФ в мировой лесобумажной торговле — менее 3 процентов.

Основные направления новой стратегии в корне отличаются от привычных формулировок. В самом деле, ставка на крупный промышленный капитал уже оправдала себя в высокотехнологичном машиностроении. В нашей стратегии речь идет не только об увеличении положения отдельных крупных, опыт которых используется уже в существующих предприятиях отрасли. Мы также ставим задачу создания современной инновационно-ориентированной и инвестиционно-привлекательной отрасли, развитие которой опирается на нашу страновую специфику.

Существует несколько предпосылок устойчивого развития ЛПК. Они приведены на слайде.

Другой смежный вопрос, который необходимо учитывать при работе над нашей стратегией — это возможность неуклонного возрождения отечественного лесного машиностроения. За период с 2000 по 2006 годы доля зарубежной техники в общем объеме продаж на российском рынке лесозаготовительных машин возросла с 13 до 54 процентов. Если мы допустим массовый поток инвестиционных проектов в отрасли соответствующего уровня, то возрастет шанс получить заказы российским предприятиям лесного машиностроения. Чтобы они получили эти заказы, необходимо поднимать их технический уровень, помочь инвестициями в НИОКР. В рамках бюджета министерства на 2008-2010 гг мы решаем о финансировании 2 НИОКР: о создании комплекса лесозаготовительных машин со сменным оборудованием — 305 млн руб, из которых 150 млн руб из бюджета, и создание шасси для харвестеров и форвардеров, общий объем 385 млн руб, из которых 190 млн планируется бюджетного финансирования. Приказы подписаны, с условиями конкурса можно будет ознакомиться на сайте нашего министерства.

Практическим результатом стратегии должно стать применение дополнительных инструментов государственной поддержки. Для снижения экологических рисков необходимо субсидирование процентных ставок по кредитам на реализацию мероприятий, направленных на улучшение соответствующих показателей работы предприятий в процессе их технического перевооружения. Это льготы, которые распространятся как на экологическую безопасность процесса производства, так и на экологическую безопасность самого продукта. Необходимо предусмотреть стимулирование технического перевооружения лесозаготовительной потребности в современном отечественном высокопроизводительном оборудовании путем компенсации двух третей процентной ставки банковского кредита на ее приобретение. Эта мера будет способствовать техническому перевооружению и повышению производительности труда.

Для успеха проектов в области лесного машиностроения стоит подумать о создании нормальной финансовой составляющей, позволяющей экспортировать новую российскую технику и не обращать внимания на импорт.

В заключительных разделах концепции будут определены социально-экономические результаты. Вместе с уже упомянутыми выделю непрерывное неистощительное лесопользование, улучшение структуры внешнеторгового оборота и увеличение налоговых поступлений в федеральной и региональные бюджеты.

В рамках работы над концепцией мы открыты для оперативных предложений со стороны бизнеса, отраслевых ассоциаций, предприятий и научных организаций. Все они будут рассмотрены, проанализированы в рабочих группах совета и будут учитываться при подготовке новой стратегии, итоговая версия которой будет представлена в конце марта этого года.

Спасибо за внимание.

Реклама
Реклама

Комментарии

Реклама
Реклама
Реклама
Реклама
Реклама

Календарь

«Июль 2018»
ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Реклама


Реклама