Реклама.
Реклама.
Реклама.
Реклама.
Понедельник, 6 июня, 2016, 19:21 5829 5

Добро пожаловать или вход воспрещен: нужен ли туризм на плато Маньпупунер в Коми

В Сыктывкарском госуниверситете подискутировали на эту тему.

В преддверии фестиваля «Люди Леса», который состоится 12 июня в Сыктывкаре, организаторы мероприятия решили подискутировать на тему, так ли нужно развивать туризм на плато Маньпупунер, или доход, получаемый от этого вида деятельности, не покроет потерь, нанесенных природному объекту путешественниками. Поводом дискуссии послужило и то, что руководство парка ограничило в 2016 году квоту на посещение достопримечательности.

Как и положено, на дискуссии было представлено две точки зрения. Первую озвучили молодые люди Михаил и Николай, учащиеся на менеджеров по туризму. Сначала они рассказали об истории Печоро-Илычского заповедника, на территории которого находятся ставшие знаменитыми столбы выветривания, после чего привели аргументы в пользу организации туристических маршрутов в их направлении. Так, по их мнению, подготовленные туры сократят число нелегальных туристов, количество которых с каждым годом растет: в 2012 году словили 13 человек, в 2013-м – 58, в 2014-м – 95. Также это позволит следить за чистотой парка и благодаря органично вписанной инфраструктуре сохранить практически нетронутыми экосистемы заповедной зоны. Кроме того, юноши выступили против шумных вертолетных туров. В качестве примеров они приводили иностранный опыт и опыт регионов России.

Среди названных ими рекомендаций – уход за территорией, обустройство туристических троп (в том числе велосипедных), кемпингов, обучение проводников, увеличение охраны парка в туристический сезон, рост штрафов за незаконное проникновение в заповедник, расширение ежегодной квоты на посещение плато. Последняя идея - создание копии одного из столбов выветривания в финно-угорском этнопарке в Ыбе, чтобы там люди могли потрогать его и взобраться на него.

«Бесконтрольное вмешательство в жизнь заповедника хуже, чем организованный туризм, - подытожили Михаил и Николай. – Если мы сохраняем плато для потомков, то почему мы сами должны быть лишены возможности побывать там?»

Обратную точку зрения представили студентки Ирина и Арина. Девушки напомнили, что для манси плато было священным. Посещать его могли только шаманы, а женщинам ступать на него было запрещено. По словам девушек, Маньпупунер и сейчас обладает мощной энергетикой, которая либо дает силы, либо отнимает их и ухудшает самочувствие путешественников.

«Заповедник – это сохранение ради сохранения. По сути, это научно-исследовательский центр, где могут находиться только ученые, и теоретически запрещено появляться всем остальным людям. Это не место для прогулок или экологического туризма в понимании большинства», - рассказали девушки.

Они отметили, что человек своим присутствием в любом случае наносит - пусть и минимальный - вред природе, а с ростом числа туристов увеличится антропогенное воздействие на окружающую среду. Поэтому они предложили установить постоянную квоту на количество посетителей плато в год, создать два-три сертифицированных маршрута, усовершенствовать систему штрафов, увеличить личную ответственность проводников и туристов за урон, нанесенный заповеднику, разработать сувенирную продукцию, чтобы у путешественников не возникало желания унести с плато что-нибудь с собой на память.

«Мы не можем остановить запущенный процесс, но мы можем сохранить эту неповторимую территорию», - подытожили они.

Член регионального отделения Русского географического общества (РГО) Сергей Семяшкин отметил, что в последнее время он наблюдает рассогласованность действий региональных властей и дирекции заповедника: первые требуют туризм развивать, вторые говорят, что делать этого нельзя. «Плато есть, оно привлекает туристов, значит надо создать условия для его посещения, но при этом учесть экологические интересы заповедника и желание жителей республики, России и зарубежья побывать там, - высказался он. – Во всем мире подобные объекты становятся визитными карточками региона или страны, используются и приносят деньги».

Замруководителя РГО Петр Юхтанов (на фото слева) не согласился с коллегой, отметив, что заповедник, по закону, - место, которое защищено от свободного посещения. «Кроме того, нужно для начала посчитать, сколько денег понадобится, чтобы за год-два создать всю необходимую инфраструктуру, и откуда эти деньги взять», - добавил он.

Затем слово взял исполняющий обязанности руководителя Печоро-Илычского заповедника Леонид Симакин (на фото справа). Он рассказал о концепции, согласованной с министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Коми, по которой будет организован туризм в заповеднике. Решено, что все туристические маршруты должны укладываться в один день, так, чтобы путешественникам не нужно было оставаться на ночевку. Уже разработан пеший десятикилометровый маршрут от истока Печоры на восточной границе заповедника к плато. Рассматривается вариант организации маршрута через лосеферму в Якше. Еще один способ побывать на Маньпупунере – воспользоваться вертолетом. Взлетно-посадочная площадка, по словам Л.Симакина, уже готова. Две смотровые площадки и тропы, выложенные местным гравием, в процессе создания. «Бессистемного хождения по плато и объятий со столбами выветривания не будет. Посмотреть на достопримечательность и сфотографировать ее можно будет со смотровых площадок, - сказал он и добавил: – Также мы усилим охрану восточных границ заповедника, чтобы не допустить пешие и моторизованные группы нелегальных туристов на территорию заповедника».

Еще Л.Симакин сказал, что с этого года количество разрешений на посещение плато будет увеличиваться. Но хотелось бы получить и помощь от республики: устроить нормальное транспортное сообщение с Троицко-Печорским районом, часть которого занимает Печоро-Илычский заповедник. «Сейчас у нас нет ни нормального железнодорожного сообщения, ни прямого автобуса из Сыктывкара, что могло бы заметно облегчить нашу работу», - сказал он.

С.Семяшкин заметил, что его удручает тот факт, что с территории Коми на плато практически нереально попасть. А вертолетные туры организует пермский туроператор «Северный Урал». Но Л.Симакин заверил, что заповедник разрешит посадку и машинам «Комиавиатранса», если какая-нибудь туристическая компания из Коми решит заняться этим направлением. Сейчас с заповедником заключили соглашение только «Северный Урал» и «Вэртас», но последний больше ориентирован на выездной туризм.

Выступавшая в роли эксперта журналист Полина Романова вовсе сказала, что чтобы гордится достопримечательностью, не обязательно нужно побывать там и увидеть ее своими глазами. «Я против посещения Маньпупунера, потому что люди не умеют бывать на природе так, чтобы не оставлять следов. Мы загадили города, загадили леса, теперь хотим загадить заповедник. Есть и другие места в Коми, где душа может развернуться», - высказалась она.

Подводя итог дискуссии, начальник отдела координации туристской деятельности министерства культуры, туризма и архивного дела Коми Наталья Макарова отметила, что встреча, как и ожидалось, принесла больше вопросов, чем ответов, и сказала: «Туристов уже не остановить. Объект раскручен. Нужно искать рациональные пути развития этого направления. Нужны бизнесмены, готовые вложиться в организацию маршрутов. Нужно выходить за рамки привычных проторенных путей и искать решение, которое сможет устроить всех».

Фото Александра Железняка с сайта nat-geo.ru и Елены Кабаковой

Реклама.
Реклама.

Комментарии

Реклама.
Реклама.
Реклама.
Реклама.

Календарь

«Март 2024»
ПнВтСрЧтПтСбВс
123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031


Реклама