Защищать природу должны все госорганы независимо от названия и функций, посчитали юристы.
В Конституционный суд обратился сыктывкарец А.Тентюков, он просил проверить указ главы Коми, по которому министерство промышленности, транспорта и энергетики переименовано в министерство промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта с присоединением к нему министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды. В заявлении он указал, что фактическая ликвидация Минприроды как самостоятельного органа и передача его функций создает реальную угрозу экологической безопасности, поскольку основной задачей Минпрома была и остается функция по формированию и реализации государственной политики в сфере промышленности, а также в области энергетики и транспорта, что уже само по себе может оказать негативное влияние на окружающую среду. Заявитель полагал, что объединение министерств не согласуется с Конституцией Коми, то есть может привести к существенному нарушению прав граждан на благоприятную окружающую среду.
В решении Конституционного суда Коми от 14 февраля со ссылками на федеральные и республиканские законы говорится, что органы исполнительной власти региона при формировании и реализации государственной политики в сфере экономики в обязательном порядке решают и вопросы, направленные на обеспечение наибольшего благоприятствования окружающей среды, сохранение биологического разнообразия и природных ресурсов.
Также указывается, что система исполнительных органов власти республики устанавливается главой Коми самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя России. «Таким образом, при определении структуры и полномочий органов исполнительной власти глава обладает достаточно широкой свободой усмотрения, но при этом принимаемые им решения не должны противоречить конституционным основам и общим принципам разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и Республикой Коми», – посчитали судьи.
Отмечается, что объединенное министерство «обязано обеспечивать разумный баланс интересов субъектов хозяйственной деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду, и интересов граждан на гарантированное соблюдение и всемерную защиту их экологических прав». Такой вывод основан на правовых позициях Конституционного суда России, который неоднократно отмечал, что ценность сохранения природы имеет всеобщий характер, и при решении социально-экономических задач принципиальное значение имеет признание, соблюдение и защита конституционных прав человека на благоприятную окружающую среду. То есть обязанность госорганов по сохранению природы носит всеобщий характер и «не зависит ни от переименования этих органов, ни от изменения структуры, полномочий и общего назначения».
«В связи с этим нет оснований считать, что приятое главой Коми <…> решение может повлиять на экологическую безопасность и умалить конституционное право граждан на благоприятную окружающую среду», – посчитали в Конституционном суде. Более того, судьи уверены, что новое министерство «фактически принимает на себя повышенные обязательства по соблюдению законодательства об охране окружающей среды, поскольку <…> будет более оперативно и комплексно определяться тот самый баланс интересов хозяйствующих субъектов и интересов неопределенного круга лиц в области сохранения природы».
В итоге суд посчитал, что пункт указа главы об объединении ведомств не может быть признан противоречащим Конституции Коми. Решение является окончательным и не подлежит обжалованию.
*** Указом главы Коми от 17 октября 2016 года республиканское министерство промышленности, транспорта и энергетики переименовано в министерство промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта с присоединением к нему министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды.
Против решения о слиянии министерств выступили три региональные общественные организации: «Комитет спасения Печоры», «Экологи Коми» и «Изьватас». Руководитель «Экологов Коми» Нина Ананина 22 октября вышла на одиночный пикет к зданию администрации и правительства республики. Она развернула плакат с надписью: «Верните республике Минприроды!». В итоге ее задержала полиция, а суд оштрафовал на 10 тысяч рублей.
«Гринпис» поддержал требования местных экологических активистов: чтобы сохранить уникальную природу республики, власти должны отменить решение об объединении министерств. Новая структура неизбежно будет страдать от конфликта интересов, ведь Минпром заинтересован в развитии промышленности, а Минприроды должно накладывать на компании ограничения, чтобы они не наносили урон окружающей среде.
Также против объединения министерств выступили сотрудники регионального фонда «Серебряная тайга», посчитав его ошибочным и противоречащим функциональному назначению каждого из них. Свои аргументы они изложили в обращении главе Коми, попросив провести широкие консультации с заинтересованными сторонами о целесообразности решения на основе анализа возможных положительных и отрицательных последствий.
Заместитель председателя правительства Коми – министр промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта республики Николай Герасимов объяснил слияние министерств выходом на новое качество промбезопасности на всех звеньях – от экологии до функционирования производств. По его мнению, такая модель управления может быть эффективной, сумеет ответить на стоящие перед регионом задачи и на амбиции бизнеса, а также разрешить экологические и природоохранные задачи, создать тот валовый региональный продукт, который повысит качество жизни, улучшит среду обитания.
Но активисты требовали реакции главы Коми Сергея Гапликова и провели серию одиночных пикетов в Сосногорском, Ижемском, Усинском районах в поддержку требования отмены слияния министерств. А затем состоялись протестные митинги в селах Ижме и Усть-Усе, пикет в селе Мутный Материк. В Сыктывкаре митинг против объединения министерств состоялся 11 декабря. На него пришло около 40 человек. В конце присутствующие приняли резолюцию, в которой потребовали отменить указ.
Помимо этого, продолжается сбор подписей под онлайн-петицией, которую направят С.Гапликову. К настоящему времени на нее откликнулись почти 66 тысяч человек.
Реакцию от С.Гапликова удалось получить лишь 17 декабря, когда на балу в постпредстве республики в Москве его задала студентка МГИМО Елена Моспанова. По ее словам, руководитель региона ответил довольно пространно: «На его взгляд, никакого конфликта интересов нет. Напротив, эти два ведомства неразрывно связаны и их полномочия порой пересекаются и наслаиваются. Поэтому ему, например, проще слить их в одну структуру для оптимизации рабочего процесса, чтобы два ведомства не занимались одним и тем же», – отметила она.
В тот же день, 17 декабря, было принято решение об инициировании референдума. В конце декабря инициативная группа предложила спросить у населения три вопроса. В январе избирательная комиссия Коми отказала общественникам в проведении референдума из-за неточностей в поданных документах.
Фото Игоря Соколова
Комментарии