Программу оздоровления финансов продлят до 2021 года.
Правительство Коми одобрило основные направления бюджетной и налоговой политики региона на 2018-й и плановый период 2019 и 2020 годов.
В приложении к постановлению говорится, что поступление налоговых доходов в консолидированный бюджет страны из Коми с 2010-го по 2016-й выросло с 80,4 миллиарда до 148,5 миллиарда рублей. При этом уже с 2010 года видят устойчивую тенденцию роста доли налогов, концентрируемых на федеральном уровне. В 2016 году поступления в федеральный бюджет из республики составили 83 миллиарда рублей, или 56 процентов от общего объема собранных налогов.
Соответственно, Коми пока не может претендовать на значительные объемы дотаций из федерального бюджета. Таким образом при определении основных направлений бюджетной и налоговой политики в республике исходят из имеющихся собственных возможностей и внутренних резервов.
Как отмечают авторы документа, по итогам 2016 года показатель общей долговой нагрузки вырос по сравнению с 2015 годом на 15 процентов и составил 78,4 процента (41,8 миллиарда рублей), показатель долговой нагрузки по рыночным обязательствам составил 62,1 процента (на 23 процента выше уровня 2015 года), превысив предел, установленный Минфином России для получения бюджетных кредитов. При таком развитии событий объем госдолга Коми к началу 2019 может составить 96 процентов от суммы собственных доходов, а расходы на его обслуживание превысят 9 процентов общего объема расходов, прогнозируют специалисты. Напомним, эти расчеты уже приводили весной в программе оздоровления государственных финансов (оптимизации расходов) на период 2017 - 2019 годов. Она и будет основным инструментом на предстоящий трехлетний период и ее решено продлить на 2020 год, уточняют составители документа.
В числе мероприятий, которые повысят эффективность бюджетных трат, названы следующие.
Адресность и нуждаемость
В 2018-м и в последующие годы предполагается отказаться от действующих неэффективных налоговых льгот (пониженных ставок) и установления налоговых льгот (включая освобождение от налогообложения, исключение из налоговой базы объекта налогообложения), ведущих к прямым потерям доходной части республиканского бюджета.
Кроме того, вопрос установления налоговых преференций для граждан отдельных категорий будет рассматриваться только на основе применения критериев нуждаемости и адресности.
Этот же принцип продолжат применять при оказании соцподдержки - так в регионе будут сдерживать рост численности получателей соцпомощи. Власти откажутся от индексации расходов на оказание мер соцподдержки, пересмотрят порядок предоставления, критериев и категорий при их назначении.
Укрепление налоговой базы
Проведут кадастровую оценку земельных участков: в 2018 году – земли сельхозназначения, в 2019-м – земли населенных пунктов, в 2020-м – объекты капстроительства, промышленные, особо охраняемые земли и земли лесного фонда.
Приватизация
Общее число объектов недвижимости, подлежащих приватизации за указанный период, составит не менее 48 объектов. Планируется включить в республиканскую собственность два санатория: «Северное сияние» в Саки и «Черноморская зорька» в Анапе (с приватизацией долей в уставных капиталах обществ в 2018 и 2019 годах).
Гранты за доходы
В 2018 - 2020 годах предполагается продолжить предоставление грантов муниципальным образованиям городских округов и муниципальных районов, обеспечившим прирост доходной базы местных бюджетов.
Экономия на чиновниках и госуслугах
С 1 января 2018 года, 1 октября 2019 года и 1 ноября 2020 года на 4 процента проиндексируют зарплату бюджетников, о которых не упоминается в «майских указах» президента.
Также продолжат сокращать штат государственных гражданских служащих, иных работников органов исполнительной власти, государственных органов и работников государственных казенных учреждений Коми.
В документе говорится и о сокращении количества единиц служебного автотранспорта, обслуживающего работников органов власти республики; оптимизации количества территориальных органов министерства сельского хозяйства и потребительского рынка Коми и территориальных избирательных комиссий Коми; перевода делопроизводителей, секретарей руководителя, бухгалтеров из органов исполвласти в государственные учреждения или в число обеспечивающих специалистов.
Предлагается создать условия для развития конкуренции в секторе оказания госуслуг, в том числе привлечения частных организаций к оказанию общественно полезных услуг.
В документе также намечен переход на полное кассовое обслуживание исполнения бюджетов в Коми управлением федерального казначейства по республике: с 1 января 2018 года - республиканского бюджета, с 1 января 2019 года - местных бюджетов.
Указанные предпосылки должны позволить выполнить задачу по выходу на бездефицитный бюджет, снижению долговой нагрузки без чрезмерного риска для показателей социально-экономического развития, говорится в заключительной части документа.
Фото Владилена Олофинского
Комментарии