Реклама.
Реклама.
Реклама.
Реклама.
Пятница, 19 февраля, 2010, 15:28 17626 0

Без купюр: эссе Дмитрия Беляева о модернизации России

Эссе кандидата экономических наук, доцента, декана факультета информационных систем и технологий Сыктывкарского государственного университета Дмитрия Беляева.

Насколько готова Россия к модернизации? Прежде, чем ответить на этот вопрос, сначала надо понять, насколько готово общество к изменениям. А ответ на последний вопрос предполагает, в том числе, и анализ текущей ситуации о том, готовы ли граждане России к модернизации. Причем «граждане» в широком смысле: это каждый из нас - и как человек, живущий в России, и как человек, работающий на ее территории. Готовность общества к изменениям определяется готовностью к ним каждого из его институтов и субъектов. Если говорить конкретно, то по многим направлениям Россия нуждается в модернизации. Это и комплекс «сырьевой державы», который де-факто сложился еще со времен позднего Советского союза. Это и огромные территории, которыми объективно тяжело управлять в условиях всемирной информатизации и одновременно недостаточно развитых информационно-коммуникационных технологий именно в России. Это и в большинстве своем заниженная самооценка россиян. Это и наш пресловутый инертный менталитет, который на равных соперничает с довольно частыми всплесками различных крайностей.

У нас есть несколько проблем, препятствующих модернизации.

Во-первых, нет четкого понимания, в чем именно должна заключаться модернизация. В бесконечном вкачивании ресурсов в «приоритетные направления», многие из которых так и не удалось не чтобы развить, но и стабилизировать? В модных ныне и формируемых на всех уровнях «элитных списках профессиональных менеджеров», которые по давнему российскому обычаю составляются преимущественно из лиц, приближенных к той или иной власти? В создании крупных «окологосударственных» холдингов, которыми невозможно эффективно управлять, в том числе и контролировать? В чем? Четкого ответа на этот вопрос нет. Государство должно определиться с системой сбалансированных показателей, которые будут ориентирами модернизационных мероприятий. Пока этой системы нет. Как нет понимания, чего хочет добиться государство от модернизации.

Во-вторых, у нас «страна с ручным управлением». В России на данный момент времени отсутствуют эффективные саморегулируемые общественно-социальные и экономические системы. Модернизацию макроструктур на уровне страны можно проводить только при наличии достаточного количества автоматических или квазиавтоматических систем. То есть, при наличии подсистем и их четкой понятной взаимосвязи, достаточно легко что-либо менять (по аналогии с изношенными или устаревшими частями автомобиля). В нынешних условиях это невозможно. Сейчас, чтобы модернизировать что-либо в России, необходимо задействовать большое количество людей и процессов, что может привести к наличию большего числа негативных последствий, нежели позитивных эффектов.

В-третьих, без участия каждого конкретного гражданина модернизация России вряд ли будет возможна. Каждый человек должен четко понимать, какие, прежде всего экономические, эффекты он получит от тех или иных модернизационных шагов государства. То есть каждый из нас должен четко слышать от власти не только слова о том, зачем необходимо реформировать, например, российскую экономику, но и понятные слова о тех эффектах, которые получит именно он от действий той или иной модернизационной программы. Справедливости ради надо сказать, что в последнее время власть хотя и не так активно как хотелось бы, но обращает внимание на конкретного гражданина. Но в целом ситуация негативная. В большинстве своем конкретный индивидуум не понимает, зачем ему нужна модернизация, то есть что она в конечном итоге конкретно данному человек даст.

При любых общегосударственных или локальных (региональных) изменениях возможен и будет «передел» рынка труда. Сокращений не избежать в тех сферах, которые будут признаны государством не приоритетными. Примеры мы наблюдаем уже сейчас: переизбыток юристов и экономистов вкупе с финансовым кризисом последних лет дали большое количество безработных. Если говорить о потенциальной безработице в свете текущих приоритетов государства, то массовые сокращения не грозят специалистам технического (инженеры), информационно-технологического (ИТ-специалисты, программисты) и естественно-научного (химики, биологи) профилей. Наоборот, государство будет остро нуждаться в них в течение ближайших 10-30 лет.

Модернизацию следует начинать с отраслей, связанных с коммуникациями. В частности, с информационно-коммуникационных технологий и социальной сферы. Осуществлять модернизацию необходимо с резкого «подтягивания» до мирового уровня в части информационных технологий. Учитывая последние «пробуксовки» с проектами «электронное правительство» и «электронный гражданин», откладывать вопросы информационных технологий «в долгий ящик» нельзя.»

Если говорить о социальной сфере, то она пока в России также оставляет желать лучшего. Здесь проблема также заключается в отсутствии эффективных коммуникационных институтов взаимодействия государства-общества и конкретного человека. Кстати, коммуникационные связи между государством и обществом в настоящее время налаживаются и начинают эффективно работать (например, существует институт Общественных палат).

Также в случае принятия решения о модернизации, необходимо провести инвентаризацию всех реализуемых проектов во всех отраслях экономики России. Затем надо сформировать интегрированный информационный банк этих проектов и провести кастомизацию. Далее уже можно будет определить конкретные шаги в той или иной отрасли. И, в обязательном порядке, необходимо проводить хотя бы приблизительный расчет социальной и экономической эффективности той или иной реформы.

Реклама.
Реклама.

Комментарии

Реклама.
Реклама.
Реклама.
Реклама.

Календарь

«Апрель 2024»
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930


Реклама