Пока министерства в Коми ждут «цивилизованного решения» коллизии по МРОТ, бюджетники обращаются в суды. Однако районные и городские суды выносят противоречащие вердикты, так как наделавшее шума разъяснение Верховного суда России не является обязательным для применения. Об этом шла речь 9 июня на круглом столе, инициатором проведения которого выступили профсоюзы республики.
Историю вопроса, который недавно стал настоящей проблемой для северных регионов, вспомнил председатель Федерации профсоюзов Коми Дмитрий Лукашенко. Он начал с 2006 года, когда в стране был принят Трудовой кодекс, который, по его словам, был достаточно нормальным как для работников, так и для работодателей. Однако уже в 2007 году в него были внесены изменения, в частности, из статей 129 и 133 исчезли положения, которые описывали, из чего состоит МРОТ. Потом был принят закон, который фактически устанавливал в стране единый размер МРОТ и для северных субъектов, и для южных – 4330 рублей. Северные надбавки, различные коэффициенты, стимулирующие выплаты остались, только их стало возможным включать в этот минимум, а не начислять сверх него. Однако в марте 2010 года Верховный суд России дал разъяснение по существующей судебной практике, в котором указал, что компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты не входят в МРОТ и устанавливаются работникам свыше него. Получалось, что с 2007 года многие работающие, а это касается не только бюджетников, получали меньше, чем могли бы.
По словам Д.Лукашенко, в федеральные органы были отправлены запросы с просьбой прояснить, как поступать в этой ситуации. Министерство здравоохранения и социального развития России ответило, что у различных структур нет единого понимая, что является МРОТ и какие составляющие в него входят. Чтобы исключить все неточности в трактовке и понимании, необходимо изменить федеральное законодательство.
Как уточнила судья Конституционного суда Коми Людмила Батманова, разъяснение Верховного суда не является обязательным для судей. «Они независимы в принятии решений, могут полагаться только на свое прочтение и понимание законов, - отметила она, объяснив противоположные вердикты. – Верховный суд дал лишь рекомендацию».
Первый заместитель министра экономического развития Коми Владимир Тукмаков заявил, что в министерстве изучают эту проблему, проводит консультации, работает группа по этой проблеме, еще одна – занимается вопросом о возможном увеличении базовых окладов работников бюджетной сферы до минимума 4330 рублей. Таким же изучением занимаются и в органах прокуратуры, отметил представитель надзорного ведомства. Дело в том, что разъяснение Верховного суда не является законом или нормативным актом, то есть государственные органы действуют в рамках того законодательства, которое уже принято, заявил заместитель министра экономического развития Коми Юрий Вишневский, который вообще назвал позицию Верховного суда России ошибочной.
Между тем, жители Коми стали массово готовить иски в суды с требованием возместить недополученную зарплату. Как отметил руководитель регионального профсоюза работников народного образования и науки Михаил Иванов, на сегодня суды вынесли несколько противоречащих решений по таким искам: четыре положительных в Воркуте и один отрицательный в Сыктывдинском районе.
Однако все участники круглого стола были едины в том, что базовые оклады надо повышать. Например, таких проблем нет у сотрудников федеральных структур, где минимальный оклад превышает МРОТ. Но в республике есть множество должностей с низкой зарплатой. Например, из 133 должностей в сфере культуры и искусства только 32 имеют оклады выше 4330 рублей.
Перейти к новой системе расчета в один момент невозможно – это может обанкротить республику, так как необходимо найти более 40 миллиардов рублей, рассказал вице-спикер Госсовета Евгений Шумейко. Но если даже поднять зарплаты до МРОТ у неквалифицированных работников, то окажется, что у сторожа, санитарки или технички зарплата будет лишь на 20 процентов ниже, чем у преподавателя с многолетним стажем. То есть надо повышать базовые оклады всем. На это нужны большие средства, поэтому быстрых решений в этом вопросе не ждет никто. «Цивилизованным решением» этой проблемы, отметили участники обсуждения, может стать четкая позиция федеральных органов и изменения в российском законодательстве.
Комментарии