Реклама.
Реклама.
Реклама.
Реклама.
Среда, 25 июня, 2014, 10:32 6204 11

Новые арт-объекты в Сыктывкаре: для одних – скульптурная безвкусица, для других – приманка для туристов

Не часто можно наблюдать, как люди искусства на повышенных тонах отстаивают свои высокие эстетические идеалы в споре с чиновниками. Одна из таких битв произошла 24 июня в Национальной галерее на круглом столе, где обсуждали причины и последствия появления в Коми спорных арт-объектов. Участников дискуссии выслушал корреспондент «КомиОнлайна».

Причиной проведения круглого стола стало обращение известного сыктывкарского скульптора Анатолия Неверова к президенту России, в котором художник назвал безвкусицей появляющиеся в городах республики архитектурные композиции. Он и семь его соратников подвергли критике памятник нефтянику в Усинске и площадку возле «Детского мира» в Сыктывкаре.

По словам А.Неверова, вопрос появления новых культурных объектов задевает всех. «Культура – это не только театры, музеи, библиотеки. Городская среда – та же культура, только невербальная, она создает уют в городе. Вопросы эстетики требуют вмешательства профессиональных скульпторов, дизайнеров, архитекторов. Вместо этого возле «Детского мира» мы видим наивную и примитивную эклектику, китч, уродливые скульптуры. Зэк-арт – новое направление искусства, когда производство статуй заключенными поставлено на поток», - сказал А.Неверов. Также он подверг критике проект «Городские легенды», доску почета на Стефановской площади и бетонное сердце в Кировском парке. «Главный вопрос – как проводятся конкурсы творческих проектов? Почему в жюри нет профессионалов? Где был главный архитектор при утверждении эскиза?» - вопрошал А.Неверов.

Главный архитектор республики Николай Некрасов отметил, что вопросы архитектуры и градостроительства находятся в ведении муниципалитетов. На уровне республики есть градостроительный совет, подобные советы есть и в каждом муниципалитете. При этом он добавил, что проект площадки перед «Детским миром» был признан лучшим в своей номинации на республиканском смотре «Зодчество года». «Утром возле «Детского мира» множество детей, все горки и качели заняты», - сказал Н.Некрасов. При этих словах один из гостей мероприятия не выдержал и выкрикнул с места, что если бы на этом месте стоял ржавый танк, дети залезли бы и на него.

Начальник управления архитектуры, градостроительства и землепользования администрации Сыктывкара Александр Заборский напомнил, что концепция детской площадки была опубликована в печатных СМИ. «Почти год мы ждали отклика от горожан. Но никто не захотел внести свои предложения на этом этапе, все безучастно промолчали. Мы полгода обсуждали «Городские легенды», а сегодня нам говорят: это неграмотно. Надо было участвовать в жизни города. А после драки кулаками не машут», - сказал он.

Историк Игорь Андриянов также напомнил, что о проекте «Городские легенды» не слышал только глухой. «Вы все горожане, где вы были?», - обратился он к собравшимся. По мнению И.Андриянова, в рамках проекта «Городские легенды» в Сыктывкаре должны появиться современные арт-объекты, которые, возможно, не имеют отношения к архитектуре и скульптуре, но смогут привлечь туристов.

Разработкой проекта площадки перед «Детским миром» занимался «Комигражданпроект». Главный архитектор этого проектного института Алексей Гришин сообщил, что на скульптуры животных, установленные на площадке, потрачено менее одного процента от сметы объекта. Это типовая садовая скульптура, которую в случае повреждения можно заменить на новую. «С детством и юношеством связана тема романтики. Корабль хорошо ее олицетворяет, сочетается с фонтаном. Как автор считаю, что проект выполнен великолепно», - сказал он.

«А что детского осталось в «Детском мире»? По-моему, ничего. Дети играют на площадке, где нет зеленой зоны и три дороги рядом. Логистики никакой», - присоединился к дискуссии министр культуры Коми Артур Рудольф. По его словам, скульптуры, которые появились в последнее время в городах и районах Коми, не всегда могут считаться произведениями искусства. «Система рассмотрения проектов, которая осталась с советских времен, не всегда срабатывает. Можно, конечно, опираться на мнение народа. Но врачи ведь не спрашивают, как оперировать сердце. Так и в искусстве должны действовать профессионалы, вопрос в том, как», - добавил министр. По его мнению, дешевые скульптуры массово появляются не от наличия денег, а от их отсутствия. В среднем на хороший монумент требуется 20 миллионов рублей.

Декан факультета искусств Сыктывкарского университета Людмила Гурленова высказала мнение, что никакой хороший образ в бетоне не воплотить. «Нужно идти на затраты, если мы хотим получить нормальное лицо столицы. Среда, в которой мы живем, воспитывает нас», - сказала она.

По результатам обсуждения участники круглого стола решили обратиться к министерству архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Коми с предложением о создании в муниципалитетах общественных экспертных комиссий и наделении их правом вето на создание скульптурно-архитектурных форм. Также, по мнению собравшихся, руководители городов и районов должны организовать на сайтах муниципалитетов обязательную систему опроса жителей на предмет создания скульптурных форм.

 

 

Союз архитекторов Коми обсудил письмо сыктывкарского скульптора Анатолия Неверова

 

 

Без купюр: письмо правления Союза архитекторов Коми президенту России

 

 

Иван Поздеев: «Сальвадора Дали тоже не сразу приняли»

 

 

В Сыктывкаре установили памятник электромонтеру

 

 

Жители Усинска голосуют за замену памятника нефтянику

 

 

В Сыктывкаре начали оживать «Городские легенды»

 

 

В Сыктывкар прибыли Петр и Феврония

 

 

Сыктывкар украсят сундук, сапоги и дерево талантов

 

 

Иван Поздеев объяснил значение фрегата возле «Детского мира» в Сыктывкаре

 

 

Сыктывкарцы «запустили» в плавание корабль на детской площадке

Фото Артема Стахиева

Реклама.
Реклама.

Комментарии

Реклама.
Реклама.
Реклама.
Реклама.

Календарь

«Март 2024»
ПнВтСрЧтПтСбВс
123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031


Реклама