В прошлом году в Коми СМИ еженедельно писали об отравлениях курительными смесями, были массовые попадания обкурившихся в больницы, были летальные исходы. Если в 2010-2011 годы в среднем на месяц приходилось 15-20 сообщений о передозировке от употребления наркотических средств, то сейчас это число возросло до 70-80. «Самое страшное – в этой статистике все больше несовершеннолетних, а это уже ошибки в подходе профилактической работы», — признал руководитель управления федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков Александр Загородний на коллегии ведомства 28 января.
Наркополицейским приходится работать в непривычных условиях, когда покупатель и продавец спайсов никак не контактируют: первый находит информацию в Сети и платит за наркотик электронными деньгами, второй оставляет товар в тайнике. Именно поэтому только в 2014 году из-за неустановления лица, совершившего преступление (например, сбыт наркотиков), по линии УФСКН было приостановлено более 300 дел, по линии МВД – еще больше.
О распространении спайсов и изменении отношения к легким наркотикам свидетельствует тот факт, что каждый третий старшеклассник в Коми пробовал курительные смеси, а выступают за полный запрет спайсов меньше половины студентов СыктГУ.
По словам прокурора Коми Сергея Бажутова, число несовершеннолетних, замешанных в наркопреступлениях, за год увеличилось в четыре раза – с 13 до 50. Из них семь привлечено к уголовной ответственности за сбыт наркотиков. Всего подростки совершили 57 преступлений, наихудшая ситуация – в Сыктывкаре, где дети совершили 39 преступлений. В 17 случаях объектами являлись синтетические наркотики, курительные смеси, по другим случаям – наркотики растительного происхождения (гашиш, марихуана).
Почему не удается остановить этот рост, объяснили и руководитель УФСКН, и прокурор. «До сих пор не удается решить главную проблему – проблему спроса. Пока есть спрос, будет и предложение. Управление проводит большое количество мероприятий по профилактике потребления наркотиков, но, как показывают реалии жизни, этого недостаточно. Нужно менять подход, менять стратегию проведения профилактической работы. Сейчас она носит адресный характер в отношении здорового социума, чтобы не допустить их вовлечения в потребление. Что касается тех потребителей, которые попадают в поле нашего зрения, они остаются за бортом профилактики. Во всяком случае действенной профилактики», - заметил А.Загородний.
Неэффективность проводимой работы обсуждают в Коми уже полгода, все это время выдвигая идеи, как и что нужно изменить. Например, на ноябрьском заседании общественных советов при МВД и УФСКН их члены признали, что профилактических бесед недостаточно. «Без массированной и грамотной профилактики, содействия школы и родителей проблему роста популярности среди подростков курительных смесей не решить, — заявили общественники и предложили внедрить новые массированные формы профилактики – например, проводить рейды и агитировать молодежь вести здоровый образ жизни, в том числе демонстрируя фильмы о тяжких последствиях потребления наркотиков. «Именно реальный, наглядный пример может тронуть молодежь. Наша задача — сделать все, чтобы подростки прониклись, осознали степень опасности даже от одной дозы и никогда не стали пробовать наркотики», – сказала председатель общественного совета при МВД по Коми Валентина Жиделева. Не надо даже сомневаться, что выхлоп от всех этих потуг будет минимальным. Несколько рейдов состоялось.
Идеи есть. Например, еще в октябре 2014 года А.Загородний призвал людей объединиться в движение против наркотиков, которое могло бы стать хорошим подспорьем в официальной борьбе. Потом прозвучало предложение ввести контент-фильтры, которые бы не позволили жаждущим и зависимым находить в интернете информацию о поставщиках спайсов («КомиОнлайн» писал, почему провайдеры не смогут оперативно заблокировать информацию о спайсах в интернете).
Выступая на коллегии, глава Коми Вячеслав Гайзер сказал, что надо активнее работать в интернете. «Подростки не читают районных газет. Они даже не смотрят телевизор. Мы все знаем, где они проводят время. Поэтому и работать с ними надо в интернете», - заметил он.
С.Бажутов нашел недостатки и в деятельности УФСКН. Из 57 наркопреступлений, в которых замешаны подростки, сотрудники наркоконтроля расследовали только 8. «То есть должной работы по выявлению преступлений среди несовершеннолетних не проводилось. Следственным подразделением УФСКН не возбуждено ни одного дела за склонение к употреблению наркотиков и психотропных средств, за вовлечение несовершеннолетних в совершение преступлений», - сказал прокурор.
Кроме того, не налажен эффективный обмен информацией с другими органами правопорядка, образовательными и медицинскими учреждениями – ведомство иногда не информирует органы внутренних дел и другие учреждения системы профилактики о подростках, в отношении которых проводятся процессуальные проверки и расследуются дела, что не позволяет своевременно среагировать и организовать индивидуальную профилактическую работу с ними. По мнению С.Бажутова, это способствует совершению подростками повторных нарушений.
Так, 15 января 2014 года сотрудники УФСКН в подъезде жилого дома Сыктывкара задержали двух 15-летних подростков, один из которых выбросил пять пакетов с психотропным веществом. По результатам процессуальной проверки дознаватель управления уже на следующий день принял решение не возбуждать уголовное дела в связи с недостижением возраста привлечения к уголовной ответственности (дело заведено по факту сбыта наркотиков неустановленным лицом). Информация об этих детях не поступила ни в органы МВД, ни в учреждения здравоохранения, ни в комиссию по делам несовершеннолетних. Такое бездействие привело к тому, что один из подростков 28 апреля был снят с профилактического учета, а в сентябре и октябре был замечен за употреблением психоактивных веществ и доставлялся в больницу.
Не дорабатывают и медучреждения, которые иногда никак не реагируют, если к ним поступил подросток, употребляющий наркотики. Только в Сыктывкаре в 2014 году были доставлены в больницы и госпитализированы 106 подростков, пять из них по два и более раз. Однако поставлено на учет было только 42. Один подросток четыре раза госпитализировался в наркодиспансер, другой только в июне трижды попадал в медучреждение. Ни один из них на профилактический учет не поставлен. «С таким подходом на учете вообще никого не окажется», - заметил С.Бажутов.
Комментарии