Тем временем проект строительства объекта у больницы уже находится на госэкспертизе.
Информация о том, что в Коми появится второй вертолет для оказания экстренной медпомощи больным в труднодоступных районах, появилась в прошлом году. Его прибытие ожидается летом этого года. Базироваться Ми-8 будет в Ухте. Для него решили подготовить специальную площадку возле больницы в поселке Шудаяг. Но местные жители выступили против ее строительства непосредственно у стен медицинского учреждения. В качестве альтернативы они предложили реконструировать площадку, которая уже существует. Это, по их мнению, безопаснее для населения поселка и пассажиров вертолетов (есть статистика аварий вертолетов Ми-8). Кроме того, не нужно будет вырубать часть соснового бора у больницы. Общественники Ухты готовили соответствующее обращение к властям региона, обращались в прокуратуру, к городским властям, в министерство здравоохранения республики. Но вопрос с места не сдвинулся: проект строительства площадки рядом с больницей подготовили и отправили на госэкспертизу. А глава региона Сергей Гапликов предложил построить из срубленных сосен часовню.
Чтобы показать, сколько местных жителей против такого решения, 3 июля жители поселка вышли на митинг. На 1 января 2017 года в поселке проживало 3468 человек, а на народное собрание пришло более 400. Они поддержали резолюцию, предложенную активистами: пересмотреть проект строительства посадочного места у Ухтинской горбольницы №1 и разместить вертолетную площадку для нужд санавиации на правом берегу реки Ухты.
В Государственном Совете Коми 6 июля состоялось рабочее совещание по этому вопросу. Первый заместитель председателя парламента региона Александр Макаренко обозначил, что на встрече нужно понять три основных момента: насколько безопасны предложенные для эксплуатации площадки, сколько понадобится средств на каждую из них и насколько и та, и другая вписываются в нормативы по доставке пациентов к специалистам.
Первым слово взял министр здравоохранения Коми Дмитрий Березин. Он пояснил, что решение о строительстве вертолетной площадки у больницы принималось коллегиально – в обсуждении участвовали представители всех заинтересованных сторон, в том числе Минпром и Минстрой Коми. По его словам, рассматривался и вариант, который предлагают местные жители. «Она специалистов не устроила – площадка на удалении от больницы, располагается на землях, принадлежащих муниципалитету и сельхозназначения, там есть линии электропередачи, которые нужно будет переносить», – пояснил министр.
Главврач регионального центра медицины катастроф Михаил Сурин заверил, что площадку выбирали не по принципу, где легче садиться, а где нужнее. «В вертолете пациентам невозможно оказывать помощь, особенно это сложно, когда человек находится в критическом состоянии. Поэтому те пять минут, что будут тратиться на его доставку к специалистам, крайне важны», – заверил он. Его поддержал главврач Ухтинской городской больницы №1 Магомедхабиб Рамазанов: «Чем быстрее мы доставим человека, тем успешнее будет лечение. Мнение людей очень важно, но ни в коем случае нельзя из-за леса ставить под угрозу успех лечения».
«Не понимаю, почему до этого дошло. Строительство вертолетной площадки – рутинный технический вопрос. Рисков для экипажа, пациентов и жителей поселка нет, – сказал гендиректор «Комиавиатранса» Александр Пономарев. – На стадии подготовки проекта нам задали вопрос: могут ли туда сесть вертолеты. Вне всяких сомнений, могут. Когда площадка будет построена, к ней будут готовы инструкции по взлету и посадке, будет ночной светостарт, будут продуманы все вопросы безопасности. Летать будут компетентные, подготовленные пилоты. Не допустить рисков – наша задача».
Он также напомнил, что содержанием площадки – ее очисткой от снега, целостностью фонарей – проще будет заниматься, если она будет на территории больницы. Его коллега, заместитель гендиректора «Комиавиатранса», летчик с 45-летним стажем Анатолий Самойлов подтвердил слова руководителя и сказал, что посадка на площадке у больницы вполне возможна. «Говорить о безопасности здесь неуместно. Площадка проектируется по федеральным стандартам, в которых сомневаться я не могу. Есть разные способы посадки вертолета, и говорить о том, какая площадка более безопасна, нельзя, - сказал он и добавил: – Рядом с вырубленными деревьями можно посадить новые, а человека возродить – нет».
Не согласился с коллегами командир Печорского летного отряда «Комиавиатранса» Сергей Соловьев. Он подтвердил, что время перевозки больного играет большую роль, но посадить вертолет действительно проще на площадке, расположенной за рекой Ухой, а не у стен горбольницы. «Чтобы с высоты увидеть площадку, которую планируют в сосновом бору, зона вырубки должна быть минимум 100 на 100 метров, – уточнил он. – Но рядом с рекой подходы гораздо проще. Там, соответственно, риски в разы ниже».
Первый замминистра строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Коми Сергей Двуреченский сказал, что вырубить планируют 1,2 гектара леса, свободной будет площадка 100 на 180 метров. Этого достаточно, чтобы соблюсти все нормы и повысить видимость зоны посадки.
«Чем ближе площадка к корпусу, тем выше риски. Намного безопаснее будет площадка, расположенная на правом берегу реки», – заметил старший пилот – инспектор обеспечения безопасности полетов «Комиавиатранса» Константин Хозяинов.
«Где бы ни была построена площадка, у нее будет свой паспорт», – перебил коллегу А.Пономарев. Когда К.Хозяинов вновь захотел взять слово, руководитель «Комиавиатранса» попробовал его прервать: «Хватит!» – сказал он. Но К.Хозяинов продолжил: «Если ехать от вертолетной площадки за рекой до больницы одной дорогой, через светофор, то это 2300 метров. Если другой, через детский сад, это 1930 метров, – сказал он. – Что касается транспортировки больных автомобилем, то в случае если будут соблюдаться все нормы, и площадка у больницы будет находиться на безопасном от корпуса расстоянии, из-за ветра те же 100-110 метров пациента придется везти на машине. Как и с площадки за рекой».
Глава совета Ухты, бывший главврач одной из больниц города Григорий Коненков заявил, что во главу угла все же нужно ставить безопасность полетов, а не время доставки пациента: «В таких ситуациях 10-15 минут вопроса не решают. Ни один врач не возьмет на борт нестабильного и нетранспортабельного больного».
«Площадка за рекой подходит по географическому расположению, она более безопасна. Оснащать освещением придется и ту, и другую площадку. Если строить ее за рекой, а точнее реконструировать, это, возможно, сэкономит бюджетные средства и позволит не вырубать реликтовый сосновый бор, – перечислила депутат Госсовета Коми Екатерина Руденко. – Если дело в том, что необходимо уложиться в сроки, указанные федеральной программой, то она предоставляет возможность вернуть средства в следующем году. Пожалуйста, прислушайтесь к мнению местного населения».
Она также заметила, что ситуация стала такой острой потому, что, принимая решение, исполнительные власти Коми не проводили общественных слушаний ни до изготовления проекта, ни после. Встреча была всего одна – в апреле и по инициативе шудаягцев. Представляющая местных жителей Елена Дунаева со слезами в голосе сказала: «Ситуация стала взрывоопасной. Мы готовы выходить на улицы».
Опровергла заявления М.Сурина и М.Рамазанова медик Ольга Малова из Шудаяга. По ее словам, расположение площадки в 15 минутах езды от медучреждения входит в федеральные нормативы. «Где бы ни была площадка, все равно пять минут придется потратить на доезд. Да, нужно, чтобы площадка была близко, но не до фанатизма. Пациента необходимо стабилизировать перед отправкой вертолетом, иначе это не спасение жизней. Поэтому медицинская составляющая при выборе площадки абсолютно равнозначна».
Экологу Ирине Ющенко, приехавшей из Ухты, высказаться не дали, так как сохранение деревьев не входило в перечень ключевых вопросов, поставленных в начале встречи. Остановив ее, А.Макаренко заявил, что исполнительная власть плохо проработала вопрос с населением – людям не разъяснили, почему было принято такое решение. Кроме того, по его мнению, необходимо хотя бы грубо просчитать, сколько будет стоить реконструкция площадки на берегу Ухты, чтобы сравнить экономическую целесообразность двух проектов. А также нужно обсудить проект, отправленный на экспертизу, с населением.
«Насколько это обсуждение будет своевременным? Не будет ли оно носить формальный характер?» – поинтересовалась Е.Руденко.
«Вы с обращениями где только ни ходили, а к нам пришли только позавчера. Это компетенция исполнительной власти, а мы – законодательная. Поэтому, возможно, что поезд ушел», – ответил А.Макаренко.
Последним выступил молчавший всю встречу руководитель администрации главы Коми Михаил Порядин. Он начал с философствований типа «кто хочет построить, тот ищет способ, кто не хочет – ищет причины». Напомнил, что главное в этом проекте – спасение жизней людей, и нельзя отказываться от этой возможности. «Все давно придумано за нас: есть стандарты строительства площадок, есть эксперты. Самое страшное, когда медики начинают рассуждать о безопасности полетов, а летчики – о времени доставки пациентов. Давайте оставим эти вопросы профессионалам. Ведь никто из активистов не согласится нести уголовную ответственность за предлагаемые решения, – сказал он. – Если проект вернется с госэкспертизы согласованным, значит, площадка безопасна».
Фото из группы во «ВКонтакте» Ухта против «радиоактивного новостроя», Елены Кабаковой, видео с канала GSPonline на youtube.com
Комментарии