Стадо оленей, которых перегоняли из Ямало-Ненецкого автономного округа, на лето остановилось под Интой, чтобы набраться сил и вырастить потомство. На пути в Коми животные столкнулись с пургой, горными перевалами и стаями волков, поэтому они не уложились сроки и прибудут в подготовленный в Княжпогостском районе загон осенью 2015 года.
Как рассказал «КомиОнлайну» начальник общего отдела Фонда инвестиционных проектов Сергей Корегин, стадо из более чем 600 особей до республики сопровождало шесть человек, включая его самого. «По договору в Коми должны прибыть 500 голов, но так как путь неблизкий, было решено гнать больше оленей, чтобы на место точно прибыли все полтысячи», - пояснил он.
Из Надыма трое сопровождающих и стадо вышли в конце ноября 2014 года. Несколько месяцев спустя, после того как к ним присоединились коллеги из Коми, они пересекли огромную территорию, останавливаясь для кормежки животных. С.Корегин пояснил, что олени не могут преодолевать слишком большие расстояния — максимум без потерь для здоровья они могут пройти 15 километров в день.
«Не только поэтому мы шли дольше, чем рассчитывали. Олени идут только в светлое время суток. Могут и ночью, если луна полная и яркая, но в основном только днем, - рассказал он. - Так как территории были нам неизвестны, а уровень снега был около 85-90 сантиметров, сначала на разведку шли люди, чтобы не загубить стадо, а потом только подгоняли животных».
Во время перегона от слабости погибло три оленя. Еще 11 особей задрали волки. На стадо за несколько месяцев напали четыре стаи хищников. Погонщики вынуждены были прогнать оленей на критичные для них 25 километров. «Три ночи мы охраняли их от волков, но потом решили все же изменить место дислокации», - пояснил С.Корегин.
Еще одна встреча с хищниками состоялась у пастухов, когда они преодолевали горы - им пришлось пройти три перевала. На третьем хребте Священный Камень (Ялпынг-Нер) — границе Азии и Европы — путников встретила пурга, из-за которой потерялись 70 голов скота. «Олени шли очень лениво. Часа три мы преодолевали 1,5 километра. Что мы потеряли часть оленей, обнаружили только, когда спустились. На следующий день пришлось возвращаться. На спуске увидели, как два волка тащат мертвую тушу оленя. Уже было расстроились, а потом, когда отыскали потеряшек, оказалось, что не нашего оленя волки загрызли», - добавил С.Корегин.
В пятый месяц пути, 15 апреля, после всех испытаний олени и их перегонщики оказались в 80 километрах от Инты на правом берегу реки Кожым. Там было решено оставить стадо на лето. «Олени в отличном состоянии - пять дней перед переходом мы их кормили. Все они бодрые: если животное держит хвост вверх и резвится, значит здоровое. Так и наши олени так себя ведут, - пояснил С.Корегин. - В стаде 350 самок, многие из них вот-вот отелятся. Переход для них и без того экстремальная ситуация, поэтому было принято решение на летование оставить их под Интой, а в ноябре привести их в Княжпогостский район».
По словам С.Корегина, пригнанные олени внешне никак не отличаются от тундровых, разводимых в Коми, но повадки у них другие. «Они адаптировались к жизни в лесных загонах, привыкли к человеку и держатся ближе к чуму, они не убегают, у них нет стремления летом идти на север к морю», - заверил он.
Напомним, о том, что в леса Княжпогостского района из Ямало-Ненецкого автономного округа пригонят стадо в 500 оленей в марте 2015 года, 13 ноября 2014 года на рабочем совещании в Госсовете Коми рассказал заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия региона Эдуард Блох.
На приобретение 500 голов оленей было выделено 3 миллиона рублей. «Кроме того, в 2013 году была проделана большая работа по строительству изгородей для содержания лесного стада», — отметил руководитель минсельхоза Коми Владимир Мальцев.
Также В.Мальцев сказал, что на 2015 год на поддержку оленеводства будет выделено из республиканского и федерального бюджетов 61,2 миллиона рублей (в 2014 году сумма составила чуть больше 57 миллионов рублей). По прогнозам ведомства, поголовье оленей в Коми с 72,2 тысячи в 2014 году ежегодно будет увеличиваться на 100 особей.
*** Необходимость развития лесного оленеводства обсуждалось в Госсовете региона еще в 2010 году. Причиной поднятия вопроса послужила нехватка тундровых территорий для наращивания хозяйствами поголовья. «Мы считаем оленеводство очень перспективным для региона не только с социальной, но и с экономической точки зрения. Поэтому принято решение развивать таежное оленеводство и с его помощью увеличить производство продукции из оленины», — заявил в ноябре 2012 года исполняющий обязанности министра сельского хозяйства и продовольствия Коми Алексей Буткин.
По его словам, к 2017 году в Княжпогостском районе планируется нарастить поголовье до 1,5 тысячи оленей. А в дальнейшем установить там жилые избушки для оленеводов и организовать туристические маршруты. Общая стоимость проекта — более 30 миллионов рублей. Срок окупаемости – около пяти лет.
Как утверждают специалисты, оленеводство необходимо развивать не только в северных районах, но и в южных. По оценке специалистов, лесной фонд Коми располагает достаточным количеством кормовых ресурсов. На огороженной территории, при достаточной площади и хорошем кормлении, олени выпасаются спокойнее. Это благоприятно сказывается на самочувствии животных, они меньше болеют и лучше прибавляют в весе. При правильном содержании оленей и разумной организации труда достигаются высокие производственные результаты.
По мнению заведующего лабораторией экологии наземных позвоночных Института биологии Коми научного центра УрО РАН Сергея Кочанова, заниматься таким способом разведения - нонсенс. «Когда стадо тундровых оленей загонят в лес, за два года они съедят все на выделенной территории и сбегут. Или их выпустят местные охотники», — предположил он.
Оленеводство в Коми без субсидий остается малорентабельным
В Коми первым экологически чистым продуктом может стать оленина
Без господдержки кожевенное производство в Коми открыться не сможет
В Коми туристам запретили пугать оленей
Фото предоставлено Сергеем Корегиным
Комментарии