Реклама
Реклама
Реклама
Реклама
Среда, 13 Январь 2010, 09:42 955 0

Телеком — 2009: обзор наиболее значимых событий отрасли в республике по версии агентства «КомиОнлайн»

Связь, как торговля и транспорт, наиболее приближена к конкретному потребителю – абоненту. Мобильный телефон, коммуникатор, Интернет стали главными атрибутами ежедневного ритуала, упрощающими общение по работе и не очень. Внедряемые передовые технологии одновременно затрагивают миллионы человек, готовых сразу же их «протестить», некоторые готовы даже простоять очередь, чтобы купить новый телефон, анонсированный компанией-производителем год назад. Поэтому связь, в отличие от тех же торговли и транспорта, остается динамично развивающейся отраслью. Агентство «КомиОнлайн» представляет обзор самых важных и интересных событий на телекоммуникационном рынке республики в 2009 году.

Как и большинство отраслей экономики, связь в прошлом году испытала на себе негативное влияние мирового финансового кризиса. Нехватка средств вынудила операторов отказаться от некоторых проектов или перенести сроки их реализации, сократить инвестиционные программы, более тщательно просчитывать последствия, финансового подкрепляя только заведомо удачные решения, строить и внедрять что-либо, исходя из экономической обоснованности, а не, как это принято говорить, социальной. Нет, компании не повысили в несколько раз тарифы на свои услуги (хотя небольшое повышение все же было), чтобы компенсировать снижение доходов из-за того, что абоненты стали экономить на связи, - операторы действовали более хитро и почти незаметно: некогда бесплатные услуги становились платными без уведомления об этом потребителей, изменялся принцип тарификации звонков в роуминге, регионы «домашней» сети вдруг становились не такими уж льготными. Одновременно с этим была и другая тенденция: внедрение новых технологий, услуг, сервисов, тарифов, на которые так падки современные потребители, скидки и акции – в ход шло все, что могло принести дополнительный доход.

Сотовая связь. На начало 2009 года совокупная абонентская база четырех сотовых операторов, работающих в Коми, составила 1 миллион 425 тысяч. Ежеквартально количество пользователей сотовой связи росло, хотя не такими темпами, как это было в 2005-2007 годы: по итогам трех кварталов 2009 года прирост составил 113 тысяч. По прогнозам за весь год общая база увеличилась приблизительно на 150 тысяч, составив 1 миллион 575 тысяч пользователей. Таким образом, проникновение сотовой связи к концу года составило 165 процентов (на начало года было 148 процентов). Тем не менее, многие эксперты считают, что представляемые министерством промышленности и энергетики данные не отражают действительности, так как в расчет берутся не активные абоненты, а общее число проданных sim-карт.

Вопрос о количестве абонентов у того или иного оператора был интересен всегда, однако сами компании стараются не называть точных цифр, ссылаясь на то, что это коммерческая информация, либо говоря о данных в общем по макрорегионам, либо отсылая к независимым аналитическим агентствам. В то же время в 2009 году, а именно в марте, филиал ОАО «Мобильные ТелеСистемы» в Сыктывкаре обнародовал информацию о том, что консолидированная база оператора в регионе на тот момент составила 700 тысяч абонентов. Компания МТС в силу своего первенства появления на региональном рынке (в расчет не берется оператор, работавший на момент прихода МТС в другом стандарте связи: не GSM) за десять лет так и не уступила никому пальму первенства, имея базу, сравнимую по количеству абонентов с совокупной базой трех других операторов. На конец 2009 года, по данным «КомиОнлайна», число абонентов МТС в Коми превысило 730 тысяч.

Распределить по ранжиру трех других операторов можно так: на второе место многие эксперты ставят ЗАО «TELE2 Коми». Третье и четвертое места с небольшой разницей делят ОАО «ВымпелКом» (торговая марка «Билайн») и «МегаФон», причем, по некоторым данным, эти два оператора постоянно соревнуются за место повыше, то улучшая показатели и обгоняя конкурента, то теряя позиции. В то же время если брать во внимание миграцию абонентов, снижение темпов подключения и учитывать только активных пользователей, то 2010 год вполне может стать знаковым, и в рейтинге операторов по количеству абонентов может смениться лидер.

Еще одна тенденция прошедшего года – ставка на неголосовые услуги связи. Хотя в структуре потребления услуг в настоящее время преобладает голосовой трафик. Но дополнительные услуги пользуются все большей популярностью и их доля с каждым годом заметно увеличивается. MMS и sms уже никого не удивишь – большинству пользователей нужен скоростной интернет. Операторы идут навстречу, строя сети нового поколения, однако мобильный интернет по сравнению с интернетом от провайдеров остается дорогим удовольствием: от 3 до 9 рублей за 1Мб скачанной информации без подключения специальных опций и льгот в ночное или другое определенное время.

В 2009 году в Коми появилась технология 3G. Все ждали, что первым перейдет на третью скорость компания МТС, которая еще в 2008 году объявила, что сделает это в начале 2009 года, во второй половине технология должна была появиться и в Ухте. Действительно, оборудование для развертывания сети 3G от МТС начало поступать в республику с середины 2008 года, сегмент сети был успешно протестирован в конце 2008 года под Сыктывкаром, однако срок запуска в коммерческую эксплуатацию все же перенесли. Этим воспользовался «Билайн», объявив в феврале 2009 года о том, что он первым предоставил своим абонентам шанс воспользоваться сервисами 3G. На самом деле была развернута не сеть, а лишь переоборудована одна базовая станция в Эжвинском районе столицы Коми. На конец года в среднем через нее проходило до 400 Гб интернет-трафика в месяц, в среднем за месяц пользовались интернет-услугами до 700 абонентов района.

Сеть 3G в ее привычном понимании в Сыктывкаре все-таки развернула компания МТС, обеспечив устойчивое покрытие всех районов столицы республики. Произошло это в декабре 2009 года, то есть с задержкой как минимум на полгода. Были пересмотрены планы и по другим городам: Ухту записали на 2010 год (часть сети уже построена), остальные – на перспективу.

Наступивший год для трех операторов пройдет именно под знаком 3G: компания МТС развертывание сети третьего поколения относит к числу своих стратегических приоритетов, «Билайн» заявляет, что 3G появится и в селах, «МегаФон» обещал перевести сыктывкарцев на технологии третьего поколения во второй половине 2010 года.

В 2010 году в Коми может появиться еще один оператор – «Скай Линк». Сыктывкар является одним из 45 городов России, на которые у компании имеются лицензии на строительство сетей GSM. На самом деле «Скай Линк» получил лицензию на GSM-частоту в Коми еще в ноябре 2007 года, а планы попасть на местный рынок оператор вынашивал еще с 2006, но с тех пор практически ничего не изменилось.

Интернет. В Коми насчитывается примерно 20 компаний-провайдеров. Причем только два оператора – «Северо-Западный Телеком» и «СеверТрансТелеКом» имеют выход за пределы республики. Невысокая пропускная способность существующих каналов связи, отсутствие резервных линий, большая территория республики – все это сказывается на тарифах и на росте числа абонентов. Не обходится и без проблем: дорожники или строители время от времени повреждают кабель, из-за чего отрезанными от интернета оказывается или вся республика, или какая-то ее часть – в зависимости от того, где копают. В СЗТ связывают решение этой проблемы с проектом создания «северного кольца», благодаря которому должен появиться резервный выход из республики, но его реализация пока под вопросом.

Как и среди сотовых операторов, растет конкуренция между провайдерами. Причем иногда доходит до того, что, вводя какую-либо новую услугу или сервис, конкурентами провайдера становятся оператор кабельного телевидения или домовые сети. Как правило, хуже всего приходится лидеру рынка, которому надо отстаивать свои позиции и повышать лояльность клиентов.

В 2009 году СЗТ планировал потратить – и, скорее всего, так и сделал - на развитие сетей связи 450 миллионов рублей. Одним из самых значимых реализованных компанией проектов прошедшего года можно назвать ввод в коммерческую эксплуатацию волоконно-оптической линии от Инты до Воркуты, которая была построена еще в конце 2008 года. Самый северный город республики оказался и самым последним из крупных, который получил полноценный доступ к большинству телекоммуникационных услуг оператора. С 1 февраля линия связи была запущена в промышленную эксплуатацию, и Воркута стала неотъемлемой частью цифрового пространства Коми. Как только СЗТ пришел в Заполярье, население выстраивалось в очереди, чтобы подключить услуги оператора. Не удивительно, что 50-тысячным абонентом широкополосного доступа в Интернет под торговой маркой «Авангард» стала именно воркутинка. Всего к концу года число пользователей ШПД от СЗТ превысило 75 тысяч абонентов, прирост за год составил более 30 тысяч.

К очередной годовщине государственности Коми региональный филиал СЗТ открыл «Флагман» - второй по счету на всем пространстве Северо-Запада России универсальный центр обслуживания клиентов. Правда, произошло это опять-таки с задержкой, так как изначально презентация центра была запланирована чуть ли не на начало 2009 года. Тогда же компания объявила о завершении строительства ВОЛС еще в два муниципалитета республики – на оптоволокно были переведены Вуктыл и Троицко-Печорский район. Но полностью цифровой, как предполагалось, Коми станет лишь в этом, 2010 году.

За год СЗТ произвел два увеличения скоростей на своих тарифах с сохранением абонентской платы: в марте был произведен первый апгрейд скоростей на безлимитных тарифах «Авангарда» (скорости были увеличены практически в три раза), к осени произошло еще одно – почти двукратное – увеличение скоростей. Так, если в начале года абонент сидел на 110 Кбит/с, то к концу года за те же деньги он имел уже 550 Кбит/с.

В середине ноября в Коми появилось IP-телевидение (IPTV), сначала только в Сыктывкаре, затем – в Ухте и Сосногорске. Можно смело сделать вывод, что в ближайшее время СЗТ сделает ставку именно на продвижение своего IP-телевидения и будет стремиться занять сегмент рынка, возможно, даже отвоевав часть абонентов у операторов кабельного телевидения.

В 2010 году СЗТ намерен начать предоставление услуг Triple Play на основе пассивных оптических сетей PON (Passive Optical Network). Фактически PON-технологии позволяют объединить три вида услуг в один пакет: обычную телефонию, доступ в интернет и IPTV, при этом оптоволокно тянется не просто до дома, а до квартиры. Однако воспользоваться этим смогут в конце 2010 года пока только сыктывкарцы. Остальным жителям республики придется ждать еще дольше.

После шести лет присутствия в Коми в 2009 году вышел на розничный рынок Сыктывкара один из серьезнейших конкурентов СЗТ – «СеверТрансТелеКом». Являясь стратегическим партнером РЖД, компания строила свои сети вдоль железнодорожного полотна, а в Сыктывкаре – основном пока городе своего присутствия в республике – основной кабель был протянут от железнодорожного вокзала до центра города. На сегодня абонентами СТТК могут стать лишь жители центральной части города. Тем не менее, с момента начала подключения абонентская база провайдера превысила 2000 абонентов. В планах компании на 2010 год – выйти на розничный рынок Ухты и Сосногорска.

В августе в Сыктывкаре был открыт филиал компании «ПетерСтар». По традиции компания запланировала выход на местный телекоммуникационный рынок с предоставления услуг корпоративным клиентам – аренда каналов, доступ в интернет и передача данных. Технологическую основу деятельности «ПетерСтара» составила инфраструктура материнской компании – «Синтерры», активно прокладывавшей волоконно-оптические линии связи в 2008 году. В декабре 2009 года было завершено строительство городского волоконно-оптического кольца в столице Коми, оно было интегрировано в общенациональную сеть группы «Синтерра» с помощью двух магистральных каналов пропускной способностью 2,5 Гбит/с. Объем инвестиций «ПетерСтар» в этот проект составил 4 миллиона рублей. А если учесть, что в Коми фактически была завершена реструктуризация регионального подразделения «Голден Телекома», который теперь именуется «Билайн Бизнес», то конкуренция на корпоративном рынке услуг связи в ближайшее время будет только усиливаться.

Реклама
Реклама

Комментарии

Реклама
Реклама
Реклама
Реклама
Реклама

Календарь

«Июль 2018»
ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Реклама


Реклама