Депутат Госсовета Коми Екатерина Руденко считает, что проект может быть интересен бизнесу только с перспективой последующего расширения.
Как стало известно «КомиОнлайну», правительством Коми принято решение о создании новой рабочей группы по рассмотрению вопросов о реабилитации радиационно-загрязненных участков на территории Ухты. Есть соответствующий проект распоряжения председателя комиссии правительства Коми по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности.
В пояснительной записке к документу сказано, что на территории поселка Водный и в его окрестностях находятся 16 земельных участков, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате деятельности в 1930-1950-е годы XX века завода по добыче радия-226. До 2015 года наиболее неблагополучным из них был участок поселка на берегу реки Ухта, ранее использовавшийся заводом как место сбора радиоактивных отходов. Гамма-фон на этой территории достигал 4000 мкР/ч (естественный радиационный фон по республике – около 10 мкР/ч). Благодаря работам по изоляции накопленных радиоактивных отходов, проведенным госкорпорацией «Росатом» по федеральной целевой программе «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года», гамма-фон на данном участке был понижен до уровней, типичных для республики.
Остальные участки общей площадью 17,3 гектара сохраняют повышенный радиационный фон и могут представлять опасность для людей в случае их длительного пребывания на этих землях. По федеральной целевой программе «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года» госкорпорация «Росатом» провела консервацию хранилища (1-й этап работы), благодаря которой гамма-фон на его поверхности был понижен до уровней, типичных для республики.
В соответствии с требованиями инициативной группы жителей поселков, находящихся, по их мнению, в зоне влияния строительства пункта захоронения радиоактивных отходов (ПЗРО) «Росатом» прекратил реализацию второй очереди проекта реабилитации территории поселка Водный. Работы по консервации были начаты в 2013 году и завершены в декабре 2015 года. «Росатом» не включил в перечень мероприятий федеральной целевой программы по обеспечению ядерной и радиационной безопасности на 2016-2020 годы и на период до 2030 года работы по дезактивации остальных земельных участков на территории Ухты.
Вместе с тем, говорится в записке, среди населения, проживающего на территории Ухты возрастает социальная напряженность из-за неблагоприятной радиационной обстановки. И в целях решения этого вопроса, а также для реализации указа президента России «Об утверждении основ государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на период до 2025 года и дальнейшую перспективу» от 13 октября 2018 года №585 «Росатом» предложил реализовать второй этап путем создания полигона общепромышленных отходов с повышенным содержанием природных радионуклидов для размещения радиационно-загрязненных промышленных отходов от реабилитации поселка Водный, заводов и поисковых разведочных скважин Водного промысла.
Является ли социальная напряженность в Ухте по поводу радиационного загрязнения и указ президента истинной мотивацией для реализации второго этапа — создания полигона? Депутат Государственного совета Коми Екатерина Руденко в этом сомневается. По ее словам, принципиально изменятся задачи рабочей группы: вместо реабилитации загрязненных участков без строительства дополнительных объектов по захоронению радиоактивных отходов предлагается реабилитация загрязненных территорий через строительство полигона. При этом часть ухтинцев из новой рабочей группы будут исключены, а появятся в ней, наоборот, лоббисты проекта, включая и его автора.
Екатерина Тарасовна, расскажите, пожалуйста, с самого начала про эту ситуацию, которой вы занимаетесь уже очень давно.
В 2014 году была образована республиканская рабочая группа по вопросу реабилитации загрязненных территорий Ухты. Эта группа работала по проекту реабилитации загрязненных территорий, в котором было две очереди: консервация хранилища радиоактивных отходов в поселке Водный и строительство пункта захранения радиоактивных отходов. Первая часть была выполнена, хранилище РАО (завода «Прогресс») законсервировано. Вторая часть проекта вызвала волнения. Планировалось построить 12 ячеек, только одна из которых занималась бы зараженным грунтом (заводов №1 и №7), 11 других вызывали сомнения — какими отходами они будут заполняться? Понятно, что это проблема общероссийского, государственного масштаба. На тот период была тенденция. В Коми должно было появиться два ПЗРО (один из них — в Ухте), республика рассматривалась как пилотный регион в этом плане.
У населения возникли сомнения по поводу 11-ти ячеек, что они будут заполняться не только отходами поселка Водный, которые были раньше выявлены. Место, которое было выбрано для ПЗРО, было свободно от радиационного заражения и было выбрано не очень грамотно в плане гидрологии, это было затопляемое место, что могло привести к попаданию радионуклидов как в реку Ухту, так и в Ухтинский водозабор, который находится ниже по течению. Плюс, по закону, нельзя размещать такие объекты в зоне расположения промышленных залежей полезных ископаемых, на выбранном месте находятся два месторождения нефтяных: Ярегское и Нижнечутинское. Но, тем не менее, проект успешно как бы проходил. Все двигалось к тому, что даже без всех необходимых согласований, без прохождения Главгосэкспертизы, государственной экологической экспертизы проект был готов войти в стадию реализации, и только общественная волна помогла предотвратить опасное строительство, 27 тысяч подписей против строительства, местные жители писали в различные инстанции и ведомства, это была обоснованная точка зрения жителей города, близлежащих поселков. На тот период, слава Богу, мы были услышаны правительством республики, и этот проект не был реализован.
К сожалению, сегодня автор этого проекта Александр Анатольевич Собко вернулся, чтобы реализовать старую идею под новым названием. Видимо, для того, чтобы этот вариант был воплощен, ведется обсуждение создания новой рабочей группы по обсуждению этого проекта.
Не очень понятно зачем создавать новую рабочую группу в то время, когда уже существует соответствующая комиссия при министерстве промышленности, которая создавалась в 2017 году, сейчас это два министерства — Минприроды и Минпром, но тем не менее, комиссия есть, ухтинская часть рабочей группы достаточно эффективно работает, участники группы выезжают на замеры, вместе с ГО и ЧС Ухты, у которых есть соответствующие специалисты и аппаратура для измерений радиационного фона, проводят разъяснительную работу. На местах с повышенным фоном устанавливаются предупредительные знаки.
На сегодня эти меры являются достаточными, поскольку загрязненный грунт промышленной зоны поселка Водный считается низкоактивным по существующей классификации РАО. В нескольких метрах от очага загрязнения фон уже нормальный. Меры, которые применяются — огораживание, оповещение предупредительными знаками — считаются адекватными, поскольку для людей опасно лишь очень длительное пребывание на зараженной территории или выращивание там какой-либо продукции с последующим употреблением.
В первом проекте, когда рассматривалось строительство ПЗРО, предлагалось несколько вариантов, чтобы обойтись без него и без теперешнего полигона. Предлагался метод консервации на месте нахождения отходов на несколько сотен лет.
Помимо минимизации влияния на окружающую среду это позволило бы исключить в дальнейшем пополнение законсервированных участков другими отходами и их расширение. Дело в том, что строительство ПЗРО подразумевает по закону в перспективе дальнейшее расширение и пополнение радиоактивными отходами.
В поселке Водный, в Ухте, да и в Коми в целом, нет никаких заводов, военных комплексов, АЭС, которые производили бы радиоактивные отходы. С точки зрения бизнеса, без дальнейшего пополнения и расширения реализация проекта ПЗРО не интересна. Заниматься захоронением только исторических местных отходов — экономически не выгодно.
С 2020-2021 года у нас будет та же история с радиоактивными и другими опасными промышленными отходами, что и с бытовыми. Есть государственная стратегия, которая предусматривает развитие промышленности в плане переработки, утилизации отходов. ТБО — это первый этап.
Обращением с радиоактивными отходами занимается Госкорпорация «Росатом», утилизацией будут заниматься его федеральные подразделения. Как будет решаться проблема зараженного грунта и отходов одного класса? Они должны будут захораниваться на специализированных объектах: на полигонах, на ПЗРО, пунктах изоляции.
Соответственно, если приходит федеральный национальный оператор либо какая-то другая фирма, то они размещают эти отходы там, где есть эти пункты. И если у нас появится такой пункт, то понятно, что он также сможет использоваться в рамках данной стратегии. Опять же с перспективой пополнения не только отходами поселка Водный, но и какими-то иными.
Зачем нам лишний мусор, грязь, лишние проблемы с новым объектом? Кто его будет содержать? Возникает много вопросов. Если есть объект, то есть перспектива расширения, пополнения. Наверное, по логике другого развития и быть не может.
Поэтому мы, жители Ухты и ухтинская часть рабочей группы, в то время выступали против создания этого объекта. Сейчас вместо идеи строительства ПЗРО приходит история с полигоном для общепромышленных отходов с повышенным содержанием природных радионуклидов. Рассуждая логически, одно от другого отличается чисто технически, но суть одна и та же.
Исходя из того, что речь идет о радиации и радионуклидах, мы понимаем, какие риски это будет нести с собой и для города и городского водозабора, и для населенных пунктов, расположенных ниже по течению, эта перспектива нас не радует.
Сегодня есть проект распоряжения о создании новой группы, которая будет рассматривать данный проект [Собко]. Вводятся новые люди, в том числе автор проекта, это настораживает (понятна его позиция, как он будет голосовать). Мы уже это проходили, не хочется на одни и те же грабли дважды наступать, тем более автор проекта прекрасно знает, как настроено население, он прекрасно знает, что есть другие варианты решения этой проблемы, которые были прописаны в прежнем его проекте. Но, к сожалению, он идет сейчас по ранее выбранному пути. И нас это настораживает. Стопроцентно сейчас не могу утверждать, поскольку не знакома с проектом, материалами. Ухтинская рабочая группа просила выслать данные материалы, чтобы ознакомиться. Данные материалы должны быть обнародованы. Должны пройти экспертизу для того, чтобы ухтинская часть рабочей группы и другие могли высказать свое мнение. Далее — общественные обсуждения, слушания, Главгосэкспертиза. Но заранее понимая, что это может с собой принести, эта идея сегодня настораживает. Позиция ухтинской части рабочей группы — придерживаться прежней точки зрения, что исторические проблемы, радиационные пятна, в силу их низкой активности, необходимо реабилитировать без образования нового объекта, несущего ряд рисков для населения.
Первая комиссия (при Минприроды и Минпроме) образована по поручению главы Коми, она действует. Не стало председателя Николая Николаевича Герасимова, но никуда не делось министерство природных ресурсов, которое отвечает за отходы по соответствующей программе. Никуда не делось министерство промышленности, если речь о промышленных отходах. И в том, и в другом случае есть ведомства, которые отвечают за это. В поселке Водный чрезвычайной ситуации как таковой на сегодняшний день нет. Можно председателя выбрать из того состава, который на сегодня является действующим. Есть руководители соответствующих министерств, есть депутаты Госсовета, есть руководитель города (поскольку это проблема, прежде всего, городская), руководитель Совета и так далее. Прислушиваться в первую очередь должны к мнению жителей Ухты, поскольку все экологические риски будет нести именно этот муниципалитет.
Зачем образовывать новую группу при работающей прежней? В положении комиссии существующей сказано, что группа ведет работу по реабилитации без строительства ПЗРО, полигонов и других объектов. В положении новой группы как раз этот пункт исчезает, там идет речь о строительстве полигона. И все становится понятно.
А кто такой автор этого проекта?
Александр Анатольевич когда-то жил в Сосногорске, потом он поехал в Санкт-Петербург, получил образование, сейчас у него есть частная фирма АО «РАОПРОЕКТ». По данной тематике она разрабатывает проекты, входя в различные федеральные программы. В первый раз он пришел в Коми с проектом консервации существующего хранилища РАО и строительства ПЗРО. Первую часть проекта реализовал (со всеми вытекающими финансовыми последствиями). От второй части люди отказались.
Сейчас он вновь вернулся с идеей воплотить вторую часть под другим названием. И это тревожит население муниципалитета. Видимо есть какое-то финансирование. Но надо помнить, что не все деньги во благо.
Когда был реализован первый этап?
Это были 2013-2015 годы. Тогда произошла консервация.
А как развивались события по поводу второго этапа?
В правительстве поддержали, потому что сверху идея звучит, как очень правильная — очистить территорию поселка Водный от радиоактивных отходов. Если же смотреть глубже, то все несколько иначе. Можно реабилитировать без дополнительного объекта с соответствующей перспективой. А можно воспользоваться причиной, что есть такая ситуация.
В 2014 году по просьбе нашего руководителя администрации Игоря Николаевича Михеля «РосРАО» провел замеры в жилой зоне. У нас есть результаты на руках заключения лаборатории по жилой территории поселка Водный, по территории муниципалитета, по поселкам и так далее. Заключение в исследовании: радиационный фон в жилой зоне в Ухте, поселках и Водном — нормальный, соответствует нормативным значениям. Единственное, вот эти пятна загрязнений — 1-ый, 7-ой завод, но они находятся не в жилой зоне, а в, скажем так, промышленной зоне поселка.
Кто-то возможно может попытаться использовать сам факт наличия таких объектов для продвижения строительства полигонов, ПЗРО и других объектов по захоронению РАО. Но это у кого какой интерес.
Периодически поднимались разговоры о том, чтобы присвоить этой местности статус территории повышенного риска, но эти разговоры оказались беспочвенными в результате обследования. На сегодняшний день угрозы жителям нет, участки выведены из хозяйственного использования, оснащены предупредительными знаками, то есть новый объект здесь не нужен.
В обосновании первого проекта автор указывал, что экономически нецелесообразно везти зараженный грунт в Коми из других регионов. По Шиесу видим, что, оказывается, выгодно даже из Московской области — в Архангельскую. Надо выбирать методы, которые более безопасны для населения.
Возвращаясь к этапу консервации в 2013-2015 годах. Как раз при заводе «Прогресс» огорожена территория, там раньше производилась рекультивация — просыпка песчано-гравийной смесью, так понижали радиационный фон. Потом вот по этому проекту консервации была сделана стена в грунте в виде траншеи с раствором и защитный экран в виде насыпки щебня, гравия, бетонитовых матов. Никаких космических технологий, но проблема была решена.
Вывозить зараженный грунт на существующие профильные организации не выгодно. Огораживание является адекватной мерой, но это не исключит возможности того, что будут проектировщики приходить бесконечно с идеями строительства дополнительных опасных объектов (ПЗРО, полигонов и так далее). Этой темой можно играть сколь угодно долго. Период полураспада радия — 1600 лет. На данный момент ситуация стабильная, и нет нужды строить новый объект. По законодательству об обращении радиоактивных отходов прерогатива у «Росатома». Но огораживание — в правах муниципалитета, 131-й закон и так далее. Много юридических тонкостей. Обращение с радиационно-загрязненным грунтом до конца четко не прописано. Не хочется попадать просто в западню чьих-то то бизнес-идей.
Взять мусорный полигон в Ухте. Мусор должен отвозиться туда, по новому законодательству по обращению с отходами, на полигоны на которые есть соответствующая технологическая документация. И что получилось. В Ухту теперь свозятся отходы с пяти муниципалитетов.
Какие у Вас ожидания по итогам рассмотрения вопроса о создании рабочей группы?
Хотелось бы, во-первых, чтобы группа осталась прежней. Там большинство ухтинцев, и это правильно. Нам нести ответственность перед нашими жителями. Группа-то хорошая: руководитель администрации, председатель городского Совета депутатов, депутаты Госсовета, муниципалитета, профильные специалисты, представители СМИ, жители поселков. Люди кровно заинтересованные в безопасном решении. Все кто надо там есть. Главное, чтобы не получилось так, чтобы новая группа, если все-таки она будет создана, не получилась просто инструментом для реализации строительства опасного объекта. Чтобы новая группа не стала заменой общественным слушаниям.
Когда окончательное решение по составу рабочей группы? Я не думаю, что это будет долго, поскольку у проекта есть рамки реализации.
У нас с вами вообще республика, вот поднимаешься на самолете и смотришь — она вся испещрена болотами, ручьями, реками. Изначально гидрология Коми не предназначена ни для каких захоронений опасных отходов.
Неприятно, что тема вернулась вновь. Очевидно, что ее возврат создает дополнительное социальное напряжение, по крайней мере в Ухте.
«КомиОнлайн» 2 сентября направил запрос в Минприроды Коми и другие министерства и ведомства, в правительство Коми. Вопрос был сформулирован так: «Как стало известно нашей редакции, планируется создать Комиссию по рассмотрению вопросов реабилитации радиационно-загрязненных участков на территории муниципального образования городского округа «Ухта». Для чего необходимо создавать новую комиссию, когда существует действующая старая? Планируется ли ввоз в Коми радиоактивных отходов из других регионов?»
Ответ Минприроды: «В связи с внесением изменений в Указ Главы Республики Коми «О структуре органов в системе исполнительной власти Республики Коми» от 17.10.2016 №123 Указом Главы Республики Коми от 26.06.2017 №55 Министерство промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта Республики Коми было разделено на два министерства: Министерство инвестиций, промышленности и транспорта Республики Коми и Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми.
В связи с этим приказ Министерства промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта Республики Коми от 2.03.2017 №398 о создании Комиссии по рассмотрению вопросов реабилитации радиационно-загрязненных участков на территории муниципального образования городского округа «Ухта» утратил силу (приказ Министерства инвестиций, промышленности и транспорта Республики Коми №126 от 15.08.2019 г.).
Создание новой рабочей группы по рассмотрению вопросов реабилитации радиационно-загрязненных участков на территории МО ГО «Ухта» обусловлено приведением в порядок нормативно-правовых документов.
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми не располагает информацией о ввозе на территорию Республики Коми радиоактивных отходов из других субъектов Российской Федерации, ввоз радиоактивных отходов на территорию республики из других субъектов Российской Федерации не планируется».
Больше пока никаких официальных ответов по существу редакция не получила.
«Ядерного могильника» на границе Коми не будет – Минприроды
Фото: Михаил Чухломин / miha-vxc.livejournal.com; пресс-служба администрации Ухты
Александр Калиновский
Комментарии