Как развивалась сфера образования республики, когда ею руководил Владимир Шарков.
В.Шарков покидает пост министра образования Коми. Он переедет в Краснодарский край, чтобы возглавить местный интернат для одаренных детей.
Должность министра В.Шарков получил в 2011 году, когда формировался новый состав правительства. Он был вызван из Белоруссии, где в тот момент работал доцентом кафедры управления и технологий образования Витебского областного института развития образования. К тому моменту у него за плечами уже был опыт работы учителем и директором Коми республиканского физико-математического лицея-интерната. «КомиОнлайн» вспомнил, что было сделано в области образования, пока ею руководил В.Шарков.
Инновации и технологии
В 2013 году в министерстве образования заговорили о появлении школ будущего. Их решили создавать на базе трех учреждений – в школе №21 в Сыктывкаре (гуманитарное направление), в школе №10 в Ухте (углубленное изучение естественных наук) и в воркутинской школе №40 (информационно-техническое направление). В 2014 году первая школа будущего открылась в столице Коми, затем ее опыт транслировали на другие республиканские учреждения. Считается, что в этих школах, буквально напичканных современным оборудованием, будет создаваться новая среда, которая позволит школьникам Коми получить конкурентное образование.
Чуть позднее в ведомстве загорелись еще одной идеей – внедрить робототехнику и IT сначала в систему дополнительного образования, а потом и основного. Процесс шел как-то очень незаметно: обучили некоторое количество педагогов, которые разъехались по своим муниципалитетам и начали пользоваться полученными знаниями на местах, закупили комплекты оборудования, привлекли немного заинтересовавшихся детей. Зато потом, в 2015 году, оказалось, что робототехники в образовании стало очень много. Настолько много, что был организован фестиваль, где школьники Сыктывкара и Коми продемонстрировали какой-то нереальный уровень владения техническими навыками.
В министерстве часто говорили и о приоритете подготовки рабочих кадров. Для этого в Коми с 2013 года начали открываться центры учебных квалификаций. Они готовят работников определенных профессий по заявкам юридических и физических лиц, центров занятости. Так, учебный центр для сварочного производства открыт на базе сыктывкарского политехнического техникума, для отрасли хлебопечения и кондитерского производства — на базе сыктывкарского торгово-экономического техникума. Вскоре заработает учебный центр на базе усинского политехнического техникума для подготовки работников для нефтедобывающих предприятий. До конца 2018 года появится еще шесть таких центров.
В 2014 году в Сыктывкаре открыли первый в России центр проведения ЕГЭ. Он появился на базе Сыктывкарского гуманитарно-педагогического колледжа. В нем школьники могут готовиться и сдавать экзамены в течение всего года.
Проблемные места
Дефицит мест в детских садах является одной из самых затяжных проблем сферы образования Коми. В 2010 году очередь в детские сады в республике превышала 10 тысяч человек. Одна из главных причин – многие помещения дошкольных учреждений в 1990-х годах отдали под другие нужды, так как демографическая ситуация оставляла желать лучшего. Затем количество детей стало расти, но воспитывать их было негде. Начали строить новые сады и возвращать ранее утерянные здания, но происходило это медленно. К 2013 году власти пообещали устроить в сады всех детей от 3 до 7 лет. Так и случилось. К 2016 году планируется охватить дошкольным образованием детей до двух лет, к 2018 – вообще всех нуждающихся. Скорее всего, так и случится, но эти заслуги нельзя целиком и полностью приписать министерству образования, так как муниципалитеты тоже вкладывали много денег в строительство садов, но координационную роль ведомства отрицать нельзя. А вот с чем министерство точно не справилось, так это с введением электронного учета очередников – он не отражает реальную картину дефицита мест.
Вопрос оплаты труда педагогических работников всегда был сложным, но особенно проблема обострилась в 2013 году, когда после майских указов президента было велено поднять зарплату учителям до уровня средней по региону, воспитателям – до средней по отрасли. Стала появляться информация, что зарплаты педработникам повысили за счет младшего персонала учебных заведений – помощников воспитателей, сторожей, поваров, сообщалось, что чиновники намерены сократить штат учителей и воспитателей. Директора возмущались тем, что их зарплаты меньше учительских, хотя ответственность на них лежит большая. Министерство тогда четко не опровергло эти данные, сообщив лишь то, что все деньги были доведены до школ и садов, а неразбериха возникла из-за недопониманий на местах. Через некоторое время возмущенные педагоги затихли, больше эта проблема в СМИ не озвучивалась.
Разве что ленивый не критиковал министерство образования Коми по поводу введения школьной формы. Сначала в 2014 году в республике был создан нормативный акт, который устанавливал единые требования к внешнему виду школьников. Учебные заведения были вольны выбрать – будет ли это школьная форма или же просто деловой стиль. К 2015 году школьная форма была фактически введена в образовательных организациях региона, хотя министерство настаивало на том, что это решение остается за родителями, детьми и администрацией школы. Был издан каталог, из которого можно было заказывать одежду. Многие посчитали, что покупать одежду можно только из него, прокуратура обратила на это внимание, Минобразу пришлось многократно объясняться как с надзорным ведомством, так и с возмущенными родителями. Было много перегибов: например, нескольких детей не пустили на занятия из-за отсутствия формы, а их родителям продолжали навязывать покупку определенных товаров. В конце концов все смирились с тем, что одеваться в школу придется так, как скажут, а не как хочется.
С 2010 года в системе образования идет процесс оптимизации. Чаще всего это означает, что учреждения отрасли закрываются или укрупняются. Это делается для того, чтобы сократить расходы, закрыв мало востребованные или нерентабельные организации. Почти всегда это вызывает бурю эмоций у местного населения, муниципалитеты, которые собственно и принимают решение об оптимизации чего-либо, вяло успокаивают граждан, после чего в дело обычно вмешивается министерство. Так были закрыты центр для реабилитации для трудных подростков в Ухте, с 2008 по 2014 годы в Коми перестало существовать 25 вузов и филиалов (наиболее значимым событием при реорганизации системы высшего образования в республике стало объединение СыктГУ и КГПИ), реорганизовали несколько учреждений в Сыктывдинском районе, объединили два детских сада в Сыктывкаре. В Воркуте закрытие угрожает двум библиотекам, школе искусств, нескольким школам и детским садам. Процесс оптимизации малокомплектных школ тоже набирает обороты.
Инициативы
В 2014 году В.Шарков, воодушевившись опытом коллег из Минздрава, предложил рядом с новыми школами сразу строить дома для учителей. Пилотной площадкой стало село Мохча в Ижемском районе. Начать строительство учительского дома вместе со школой на 400 мест и интернатом на 20 мест хотели в 2015 году. Но потом грянул кризис, и работы отложили до лучших времен.
В.Шарков также предлагал возродить институт классных руководителей, говоря, что раньше в обязанности педагогов входило не только проведение классных уроков и проверка дневников, но и мониторинг условий проживания детей, что помогало защитить их от многих негативных факторов.
При этом он высказывался против инициативы управления ФСКН по республике учить детей, уличенных в наркомании, отдельно от остальных. Министр считает, что наркомания – это болезнь, а в современном образовании практикуется инклюзия – то есть совместное обучение здоровых детей и детей с ограниченными возможностями. Кроме того, помещение детей в отдельные учреждения поставит на них клеймо, что не может положительно отразиться на личности ребенка, прокомментировал тогда В.Шарков.
В 2014 году он озвучил идею отдавать в техникумы девятиклассников, которые не смогли сдать ГИА, если они не захотят оставаться на второй год. Пока что предложение не реализовано.
И по мелочи
При В.Шаркове в 2014 году республиканским школьникам вернули региональные золотые медали. Процесс совпал с возвращением медалей и на федеральном уровне, поэтому теперь отличники в Коми могут получить две золотые награды и одну серебряную.
Министерство также подготовило законопроект, расширяющий перечень наград и поощрений. Оно предлагает учредить медаль «Надежда Республики». Ею хотят поощрять подростков, проявивших выдающиеся способности и добившихся значительных результатов в научной и общественной деятельности, творчестве и спорте.
В 2013 году в Коми появилась ассоциация кадетских классов, которые открылись в 11 школах региона. В Сосногорске открылась кадетская школа. В сфере образования стали все чаще говорить об усилении военно-патриотической работы, что в конечном итоге привело к тому, что 2015 год в Коми объявили Годом патриотизма (вот его план), реализовывать который поручили Минобразу. Об его итогах еще не говорили, но судя по рубрике «КомиОнлайна» «Более патриотичнее» с концентрированной любовью к Родине в республике все очень хорошо.
До него, кстати, Минобраз занимался реализацией Года молодежи (2012 год). Его итоги не удовлетворили никого.
В 2013 году в Коми впервые провели общий выпускной для школьников. Его назвали «Облака», разместили на республиканском стадионе, пригласили звезд и сделали ежегодным.
Фото Катерины Клепиковской, Игоря Соколова, с сайтов progorod11.ru, rkomi.ru, также в качестве иллюстрации использована репродукция картины Моргана Вестлинга «Сельская школа»
Комментарии