Реклама.
Реклама.
Реклама.
Реклама.
Воскресенье, 15 марта, 2015, 13:17 5619 20

Жизнь в Коми: лоскутное одеяло или территория мечтателей

Корреспондент «КомиОнлайна» Елена Кабакова – о том, какой республика будет через пять лет, и почему братья Стругацкие заплакали бы, прочитав этот текст.

На протяжении нескольких месяцев я по заданию редактора читала стратегии социально-экономического развития районов Коми до 2020 года и готовила к публикации концентрат идей, направлений и целей, которые ставили перед собой муниципалитеты. Если поначалу относиться к документам удавалось более-менее спокойно, то где-то к середине обработки на меня то и дело нападал истеричный смех, если, конечно, мозг не клинило от размаха мысли авторов. Поэтому более поздние статьи получались несколько едкими и скептически настроенными. Впрочем, мое мнение спустя месяц после последней стратегии не изменилось.

Чтобы получить общую картину, какой будет Коми к 2020 году, мне пришлось перечитать все стратегии, вырезать из них самые важные куски, взять в руки иголку, нитки и сшить лоскутное одеяло на карте Коми.

Основой нормального функционирования любого района является экономика, неудивительно, что этому направлению многие стратегии уделили особенное внимание. И если в Усть-Вымском районе в нее планируют просто инвестировать, то в Усть-Куломском придумали новый ее подвид – «зеленый», а попросту - рациональное использование ресурсного потенциала.

В течение следующих пяти лет в Коми одно за другим должно открыться с пару десятков производств, часть из которых – переработка того, что добыла добывающая отрасль или выкинули люди (как завод по переработке ТБО в Печоре). Практически все из них основаны на инвестициях от бизнеса. Для примера, в Троицко-Печорском районе займутся наиглубочайшей переработкой древесины.

Также много усилий приложат для развития малого и среднего бизнеса, который сможет поднять местную экономику и позволит дать населению еще немного рабочих мест. В Сыктывдинском районе для этого разработана отдельная программа «Сыктывдин – территория успешного бизнеса», предполагающая ведение более тесного диалога с предпринимателями.

В поддержку им повсеместно будут открываться бизнес-инкубаторы, индустриальные парки (как в Княжпогостском районе), образовательные центры и прочие клоны Сколково. Дальше всех в этом плане пошли власти Инты, которые помимо преобразования деревень в биоэкополисы и уже более-менее привычного технополиса создадут инновационную среду индивидуального развития (СИР), состоящую из еще четырех полисов: отвечающий за физическое развитие Валеополис, за творческое развитие - Креаполис, за социальное развитие – Социополис, за деловое развитие – Бизнесполис.

Поддерживать угасающее пламя сельского хозяйства будут дровами в виде грантов, ярмарок и трепетной любви к местным продуктам (как в Усть-Цилемском и Сысольском районах). Также будут открывать новые производящие и перерабатывающие предприятия (как в Ижме).

Одним из важнейших направлений станет туризм, ради которого будут строить дороги (как в Усинске), гостиницы, гостевые домики, базы отдыха и прочие замки, разрабатывать программы, сочинять новые легенды и возрождать старые (как в Корткеросском районе). В большинстве муниципалитетов ставку делать хотят на туризм, связанный с мифами, природными достопримечательностями, историей, национальными праздниками (как Троица в Прилузье) и походами в лес (как на Удоре - созерцательными и рыболовноохотничьими).

Чтобы людям лучше жилось и реже хотелось «свалить», будут строить детские сады и школы, заниматься здравоохранением, физкультурой и просто культурой, переселять всех из аварийного в свежепостроенное жилье (как в Койгородке), проводить газ к отдаленным и не очень населенным пунктам (как в Вуктыле), благоустраивать парки (как в Ухте и Сосногорске) и улицы населенных пунктов.

Отдельно хотят повышать качество работы муниципальных властей и оказываемых ими услуг. Примером в целеполагании здесь может послужить Воркута.

На первый взгляд, все хорошо и правильно. Описанные проекты могут принести ту самую пользу, для которой они задуманы. Люди действительно могут начать жить лучше. Картину портит парочка «но». Первое – хоть стратегии и выносили на общественное обсуждение, в большинстве муниципалитетов это было сделано, судя по всему, для галочки. Думаю, если бы заинтересованные в развитии родных районов люди присутствовали там, они разгромили бы фантазии чиновников простой житейской логикой.

Второе «но» - выбор в пользу пространных заявлений, вроде «инвестиции в промышленность» и «повышение качества муниципальных услуг». Четкий пошаговый механизм не прописан (хотя, может, инструкции разбросаны по другим программам и бумагам). Как всего этого добиваться – непонятно.

Третье «но» - самое пугающее - практически все проекты скорее походят на мечты. Особенно это бросается в глаза в условиях финансового кризиса и повального секвестирования бюджетов. Стратегии мало чем подкреплены и походят на плоды фантазии авторов документов: инвесторов не найдено, своих денег нет, площадки не подготовлены, профессионалы не наняты. Даже писатели, создающие новые миры на страницах книг, стараются сделать несуществующие государства продуманными, выверенными, почти реальным. Они объясняют читателю причинно-следственные связи, выстраивают логику, отталкиваются от того, что дано. Но это писатели.

Художники чиновничьего слова описывали в каждой стратегии реальное положение дел: разваливающийся жилфонд, миграционный отток и старение населения, пустыри на месте полей, разрушенное в 1990-х производство, монопрофильность экономики, отсутствие интереса туристов к местным забавам и многое другое. При этом почему-то всего через пять лет все должно стать невероятно хорошо.

Если авторы стратегий откроют народу секрет, где находится тот источник оптимизма, из которого они ежедневно берут водицу для заваривания чая, может, все и наладится. Пока же братья Стругацкие утирают скупую слезу, потому что им читатели такие несостыковки не спустили бы с рук, а мы ждем наступления 2020 года в надежде, что хотя бы 50 процентов от задуманного реализовалось.

 

Сосногорск-2020: ставка на недра и приверженность к здоровому образу жизни

 

Инта-2020: биоэкополисы и индустрия гостеприимства

 

Прилузье-2020: лесное царство и песни «Чернышских чипсанисток»

 

Удора-2020: туризм для любителей охоты и реанимация промышленности

 

Вуктыл-2020: избавление от газовой зависимости круизами и хорошими дорогами

 

Печора-2020: свобода, счастье и равенство

 

Усть-Вымь-2020: ресурсов мало, а желаний много

 

Корткерос-2020: «Бабушка Додзь» как приманка для туристов и надежда на рост зарплат

 

Княжпогост-2020: пример во всем

 

Сыктывдин-2020: счастье, туризм, лес и мясо

 

Троицко-Печорск-2020: гостеприимство и деревообработка

 

Усть-Цильма-2020: турбазы, школы ремесел и магазины за пределами региона

 

Усть-Кулом-2020: инновационная экологическая экономика и вековые традиции

 

Сысола-2020: глубокая деревообработка, крепкое сельское хозяйство и благоденствие

 

 

Ижма-2020: рост зарплат, строительство соцобъектов и духовное сообщество с самобытной культурой

 

 

Воркута-2020: отличные дороги, зелень улиц и победа над коррупцией

 

 

Койгородок-2020: оплот сельского хозяйства и туризма

 

 

Ухта-2020: промышленный рай для инвестиций и жизни

 

 

Усинск-2020: дорога на «большую землю», развитый туризм и благополучие во всех сферах

Фото с сайта ria.ru

Реклама.
Реклама.

Комментарии

Реклама.
Реклама.
Реклама.
Реклама.

Календарь

«Март 2024»
ПнВтСрЧтПтСбВс
123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031


Реклама