Дороги
На начало 2013 года протяженность автомобильных дорог общего пользования в Коми составила 6700 километров, из них региональное значение имеют трассы длиной 4800 километров, местного — 1930, федерального — 388. Более половины не соответствуют нормативам. То есть 3800 километров ни с какой натяжкой нельзя назвать хорошими дорогами. Да, еще 40 процентов всех мостов находятся в аварийном состоянии. Но даже это намного лучше, чем ничего: связи с автотрассами с твердым покрытием и другими дорогами не имеют 238 населенных пунктов региона. Круглогодичной автомобильной связи с Сыктывкаром не имеют 198 населенных пунктов, в которых проживают 287 тысяч человек (это треть населения региона).
Ремонт и строительство дорог – весьма затратное увлечение. На развитие транспортной системы в 2012 году было выделено 9 миллиардов рублей, освоить которые смогли на 72 процента. В 2013 году средств было выделено меньше. В интервью «КомиОнлайну» перед началом ремонтной кампании руководитель дорожного агентства Коми Эдуард Слабиков заявил, что серьезно изменить ситуацию в ближайшие годы не получится. «Прогноз доходов территориального дорожного фонда и объема средств, которые будут ежегодно выделять на ремонт автодорог, позволяет сделать вывод, что даже до 2020 года существенно улучшить состояние автодорог нам не удастся», - резюмировал он.
В 2013 году в Коми построили около 30 километров новых дорог (в 2012-м – 13,3), отремонтировали чуть более 120 километров (в 2012-м – 126 километров). Основные ремонтные работы были на трассе Сыктывкар - Ухта, автодорогах левобережья Печорского района, Сыктывкар - Троицко-Печорск на территории Усть-Куломского района, Усинск - Харьяга. Ремонтировали и объездную вокруг Сосногорска. Дороги местного значения ремонтировали и в Ухте, Инте, Воркуте, Вуктыле, Микуни, Усть-Вымском районе.
Главное достижение 2013 года – завершение строительства участка и открытие автомобильного сообщения между поселками Керки и Малая Пера в Сосногорском районе. Этот стратегический отрезок является частью автомагистрали Сыктывкар – Нарьян-Мар. Строительство дороги началось в 2008 году с участка протяженностью 38,1 километра от поселка Керки до реки Кабанты-Вис, а в 2010 году от реки Кабанты-Вис до поселка Малая Пера (еще 23,2 километра). Общая стоимость строительства составила 2,3 миллиарда рублей.
Протяженность автодороги Сыктывкар – Нарьян-Мар составляет 1085 километров, в том числе в границах республики — 869 километров. С вводом этой дороги Усинский, Печорский, Усть-Цилемский, Ижемский районы (а в перспективе — Инта и Воркута) получат устойчивый выход на республиканскую сеть автодорог. Трасса во многих местах разрывается, поэтому необходимо разрозненные участки соединить в одну дорогу. Когда это произойдет, никому неизвестно.
Белкомур
Ничто так не веселит журналистов, как очередной релиз про «Белкомур». Из-за постоянного присутствия в информационном потоке может показаться, что этот великий во всех смыслах проект вот-вот, всего лишь через пару лет, будет завершен, и миллионы жителей России возрадуются повышению транспортной доступности. Но нет – кроме заверений, заявлений, замечаний и заключений, проект «Белкомур» наполнен ничем.
Немного предыстории. Комплексная программа промышленного и инфраструктурного развития «Белкомур» предполагает строительство железнодорожной магистрали (на принципах государственно-частного партнерства) и запуск ряда проектов частного бизнеса по освоению месторождений и открытию новых производств в привязке к будущей магистрали для обеспечения бесперебойных грузопотоков. Для управления и реализации проекта еще в 1996 году было создано одноименное акционерное общество.
Проект «Белкомур» предполагает строительство железнодорожной магистрали, которая свяжет Архангельск, Сыктывкар, Кудымкар и Пермь. Общая протяженность путей составит 1161 километр, из которых более 700 - новое строительство, около 450 - реконструкция существующих участков пути. «Белкомур» состоит из двух участков: северного, который проходит по территории Архангельской области и Коми, и южного — от Сыктывкара по территории Коми и Пермского края. Мощность создаваемой линии - около 35 миллионов тонн грузов в год. В основном это будут уголь, минеральные удобрения, нефтяные и лесные грузы, руды, строительные материалы, контейнеры. Для России новая магистраль имеет стратегическое значение, поскольку напрямую свяжет Урал, Коми с незамерзающими портами Архангельска, Мурманска и Северной Европы. Дорога рассматривается и как составная часть паневропейского международного транспортного коридора «Баренц Линк». Это проект развития железнодорожного транспортного коридора в Баренцевом регионе - от Скандинавии до Урала. В перспективе новая дорога обеспечит кратчайший путь в Северную Европу и регионы Сибири, Казахстана и Средней Азии, создавая хорошие условия для транзита грузов через Россию. «Белкомур» позволит сократить время доставки и расстояние от стран Северной Европы до Юго-Восточной Азии и Китая на 800 километров.
Советуем почитать блогера masterok (Валерий Петров), который в своем ЖЖ опубликовал пост, где приводит историю появления проекта «Белкомур» и рассуждает о его экономических перспективах.
Вернемся в 2013 год. В январе в Москве состоялось совещание, где была представлена финансовая модель реализации строительства железнодорожной магистрали. Общая сметная стоимость оценивалась в 176 миллиардов рублей, из которых 140 должно пойти на строительство новых объектов, а 36 - на проведение реконструкции уже имеющихся участков. Премьер-министр Дмитрии Медведев тут же одобрил финансирование разработки проектной документации по «Белкомура», а также концессионную модель реализации. Стоимость составления проектно-сметной документации оценена в 3,8 миллиарда рублей. Работы по проектированию железнодорожной магистрали «Белкомур» должны были стартовать в 2013 году.
В июне на Петербургском международном экономическом форуме был подписан протокол о реализации комплексной программы промышленного и инфраструктурного развития на принципах государственно-частного партнерства. Пообещали друг другу и дальше развивать «Белкомур» руководители четырех регионов: Коми, Пермского края, Архангельской и Мурманской областей. В августе «Белкомур» предложили включить в список приоритетных инвестпроектов СЗФО. Это позволило бы получить дополнительную административную поддержку проекта и упростить процесс различных согласований. В сентябре правительство Коми выступило с инициативой включить «Белкомур» в госпрограмму развития Арктической зоны России до 2020 года.
О своем желании участвовать в строительстве магистрали объявил Внешэкономбанк. Несмотря на то, что «Белкомур» остается пока что мифическим проектом, к нему приглядываются иностранные инвесторы. В октябре в правительстве Коми состоялись переговоры с руководством турецких компаний — консорциума KALEM ENERJI и холдинга STFA, и иностранцы выразили желание строить «Белкомур». В ноябре 2012 года был подписан меморандум о сотрудничестве между ОАО МК «Белкомур» и Китайской корпорацией по строительству инженерных сооружений гражданского назначения (China Civil Enginееring Construction Corporation). Возможность участия китайцев в строительстве «Белкомура» была подтверждена в начале 2013 года. В феврале ССЕСС согласилась инвестировать в «Белкомур». В июне компания Deutsche Bahn International GmbH подтвердила свое участие в проекте.
Заместитель главы Коми Александр Буров на V Северном инвестиционном форуме в Сыктывкаре. Он сказал, что вопрос о строительстве межрегиональной железнодорожной магистрали практически согласован со всеми заинтересованными сторонами, его реализация может начаться уже в 2014 году. В этом случае новая транспортная артерия будет построена к 2018 или 2019 году. В целом по комплексной программе «Белкомур» общий объем инвестиций составит более 30 миллиардов долларов, из которых на строительство и реконструкцию магистрали пойдет пятая часть. При этом бюджетные инвестиции составят всего 2 миллиарда долларов.
Итог еще одного несбыточного года «Белкомура» подвел в декабре президент России Владимир Путин. Он назвал проект важным: «Страна должна использовать свой транзитный потенциал. Тем более что некоторые страны в обход нас пытаются прокладывать транспортные пути. Развитие Сибири, Полярного Урала предусматривается рядом транспортных проектов. Часть связана с Коми, с выходом к северным морям».
Сыктывкар
В середине января после ремонта открыли левую половину моста в районе Доручастка. Работы начались в августе 2012 года, ремонт проводился впервые за несколько десятков лет. В июне ремонт моста был полностью завершен. Но прокуратура не позволила мэрии остановиться на достигнутом: суд обязал администрацию города построить еще один мост по дроге в Эжву – через реку Човью. Мэрия в конце 2013 года объявила аукцион на разработку проектной документации.
В прошлом году в Сыктывкаре продолжилась программа по увеличению пропускной способности улиц. Так, были расширены пять улиц и одна трасса, изменилась схема движения по «кольцу» (что позволило увеличить пропускную способность на 70 процентов), появилась парковка возле ЦУМа. Однако некоторые свои обещания мэрия так и не выполнила: например, не был снят запрет на проезд любого транспорта на участку улицы Коммунистической возле «Детского мира», не была продлена улица Оплеснина до улицы Первомайской. В сентябре мэрия Сыктывкара объявила акцию по сбору предложений по расширению дорог и получила отклик от клуба «Подорожник» и бизнесменов, которые посоветовали удлинить Октябрьский проспект до улицы Колхозной.
На ремонт дорог в столице Коми в 2013 году было выделено еще меньше денег. Для сравнения: общая сумма средств на ремонт сыктывкарских дорог в 2011 году благодаря федеральной помощи превысила 600 миллионов рублей, в 2012 году составила 390 миллионов, в 2013-м – примерно 200 миллионов. В бюджете города на ремонт дорог было заложено 40 миллионов рублей, дворов — 43 миллиона, тротуаров — 10 миллионов против прошлогодних 70.
Всего подлатали улицы на почти 30 объектах, включая не только город, но и Эжву, поселки Краснозатонский и Верхняя Максаковка (общая площадь выполненных объектов составила 85 тысяч квадратных метров). Также отремонтировали тротуары вдоль автомобильных дорог и улиц на более десяти объектов общей площадью 15 тысяч квадратных метров. Кроме того, летом был проведен ремонт 37 дворовых территорий многоквартирных домов и 16 проездов к дворовым территориям.
В связи с проведением эстафеты Олимпийского огня в столице Коми не только покрасили фасады домов, но и отремонтировали некоторые улицы и привокзальную площадь.
Безработица и дефицит кадров
В начале года предприятия Коми нуждались в 10 тысячах работников. Больше всего требовалось водителей, подсобных рабочих, поваров, врачей и среднего медицинского персонала, плотников, инженеров. Уровень безработицы составлял 1,6 процента, год назад был 1,9 процента. В октябре, когда проводили масштабную ярмарку вакансий, в банке данных управления занятости содержалось 16 тысяч предложений о трудоустройстве, в то время как официально было зарегистрировано шесть тысяч безработных. Статистика по безработице – это магия цифр. Например, заместитель начальника управления Александр Хохлов в ноябре заявил, что в Коми наблюдается беспрецедентно низкий уровень регистрируемой безработицы — 1,2 процента (эти самые шесть тысяч человек). Если говорить об общем уровне безработицы, то он естественно выше — 6,7 процента. Тем не менее ведомство заявляло, что это тоже самый низкий показатель за последние 20 лет. Данные Комистата не столько оптимистичны: по итогам выборочного обследования, проведенного в августе-октябре, численность экономически активного населения оценивалась в 507,8 тысячи человек. Из них 467,8 тысячи (92,1 процента) были заняты в экономике, а 40 тысяч человек (7,9 процента) не имели занятия, но активно его искали. В соответствии с методологией Международной организации труда эти 40 тысяч являлись безработными.
Уровень безработицы дифференцируется по муниципалитетам (от 0,4 процента в Ухте до 6,3 процента в Троицко-Печорском районе), это связано с тем, что большинство работников требуется в больших городах, а безработные в основном живут в сельских районах, отдаленных от промышленных центров. Что касается отраслей, то в нефтегазовой сфере особой напряженности с работниками нет: они получают высокую зарплату и обширный социальный пакет. В угольной промышленности при относительно стабильном уровне трудоустройства есть две проблемы: потеря престижа шахтерской профессии и невозможность подготовки высококвалифицированных кадров в короткие сроки. Хуже всего дела обстоят в лесопромышленном комплексе.
За последние 40 лет численность занятых в ЛПК уменьшилась в несколько раз: в 1970 году было занято более 80 тысяч человек, а в 2011 году – 17,3 тысячи. Основной причиной этому стали техническая и технологическая революции. Несмотря на это, для лесозаготовительной отрасли очень актуальна проблема дефицита кадров. Не хватает водителей грузовой техники, машинистов харвестеров, инженеров по специальности «Лесное дело». Грозит каровый кризис и лесничествам Коми. За 20 лет в отдаленных районах Коми численность работников в сельском хозяйстве уменьшилась в восемь раз. Дорожная отрасль Коми тоже испытывает острый дефицит кадров. Если раньше в ней было занято около пяти тысяч человек, но сегодня это число сократилось до трех тысяч, хотя объемы работы растут. Стагнирует строительная отрасль. Ситуация настолько плачевная, что работников для жешартского комбината и персонал для санатория «Серегово» собрались искать за пределами Коми. Более того, по прогнозам правительства, к 2015 году дефицит работников для реализации инвестиционных проектов может достигнуть 10 тысяч человек.
Несмотря на то, что экономике нужны высококвалифицированные специалисты и работники со средним профессиональным образованием, молодежь стремиться закончить вуз и получить специальность, обладая которой будет непросто найти работу в будущем. Так, приемная кампания в Сыктывкарский госуниверситет в 2013 году показала, что абитуриенты хотят стать рекламистами, пиарщиками и менеджерами (давно известно, что более трети выпускников вузов и техникумов экономике Коми не нужны). Компенсировать недостаток работников определенных компетенций в Коми будут за счет обучения в центрах профессиональных квалификаций. Они будут созданы в Сыктывкаре и Усинске как структурные подразделения государственных образовательных учреждений. Их основная цель центров – подготовка, переподготовка и повышение квалификации рабочих кадров (нефтяники, слесари, повара) по запросам работодателей на высокотехнологичном оборудовании.
Ежегодно Коми теряет более 8 тысяч человек. По прогнозам Росстата, в лучшем случае до 2031 года республику покинет почти 215 тысяч человек, в худшем — 260,3 тысячи. Эти данные не совпадают с прогнозами Комистата. Республиканские социологи считают (по сдержанным прогнозам), что к 2031 году в Коми останется 840 тысяч человек. Если же быть пессимистом, то уже к 2025 году численность сократится до 780 тысяч. Возникает вопрос – кто будет работать? Восполнить нехватку работников можно по-разному: например, поднять пенсионный возраст, привлекать мигрантов, ослабив ограничения на их труд в России, вернуть в отрасли ранее ушедших на отдых и еще на многое способных специалистов.
В Коми уже действует программа содействия занятости населения, которая включает в себя такие направления работы, как помощь в открытии собственного дела, переподготовка и содействие в поиске работы для таких приоритетных категорий граждан, как жители села, матери, воспитывающие несовершеннолетних, сами дети от 14 до 18 лет, инвалиды и освободившиеся из мест заключения. С 1 января будут службы занятости будут искать работу и для пенсионеров, желающих и дальше зарабатывать и приносить пользу экономике.
Пенсионер-депутат Госдумы от Коми Тамара Кузьминых за работой (фото разместил во «ВКонтакте» Алексей Полторанин)
В 2014 году в Коми позволят легально трудиться 4921 мигранту, это на двести с лишним человек больше, чем в этом году. Первый заместитель начальника управления республики по занятости населения Валерий Кондаков недавно заявил, что привлечение трудовых мигрантов – необходимое условие развития региона. «Тенденция относительно количества экономически активного населения по всей стране будет только ухудшаться, поэтому привлечение мигрантов – это объективная необходимость. Ежегодно на основании заявок работодателей в республику привлекаются 4,5-5 тысяч мигрантов. Эта цифра не изменится и на 2015, и на 2016 годы», - сказал он.
Фото Ольги Афанасьевой, пресс-службы мэрии Сыктывкара, из ЖЖ masterok, с сайта www.protonpm.ru
Комментарии