Реклама.
Реклама.
Реклама.
Реклама.
Четверг, 6 февраля, 2014, 09:00 2707 22

Без рывка: обзор культурных событий в Коми за 2013 год. Часть II

Театр

Театральная жизнь в Коми в 2013 году была на удивление насыщенной и многообразной. В республике состоялось четыре фестиваля, один из которых был представлены публике впервые.

Первым фестивальный марафон открыл театр оперы и балета Коми, весной представивший зрителю «Сыктывкарса Тулыс», который начался с премьерной оперы «Снегурочка», обогатившей преимущественно западноевропейский репертуар театра классическим русским произведением.

Второй премьерой «Сыктывкарса Тулыс» стал балет «Щелкунчик», Марией Большаковой

Кстати, в театре появился новый балетмейстер - Екатерина Самбуева. Она усилила балетную группу сразу десятью молодыми артистами, выписанными из Бурятии.

В октябре состоялся и еще один фестиваль - «Шедевры и премьеры». Впервые он был организован в 2012 году. Тогда публика восприняла его с большим энтузиазмом, поэтому администрация театра решила сделать его ежегодным. Зрители вновь встретились с Московским камерным оркестром MusicaViva под руководством виолончелиста и дирижера Александра Рудина, также гостями фестиваля стали актер МХТ имени А.П.Чехова Борис Плотников, скрипачка Алена Баева, солистка Большого театра Анастасия Кикоть, студенты и выпускники Московской и Санкт-петербургской консерваторий. На «Шедеврах и премьерах» звучала музыка Чайковского, Глинки, Гайдна, Мендельсона, Верди, Россини, Алябьева, Фомина.

Кроме того, в 2013 году стало известно о возрождении балетного фестиваля «Зарни джиджъяс» («Золотые ласточки»). Пока точная дата его проведения неизвестна, но, скорее всего, он состоится осенью 2014 года.

Осенью 2013 года театр оперы и балета Коми открыл очередной сезон, в котором также не обошлось без новинок: в детский репертуар был включен спектакль «Кот в сапогах».

Последним громким проектом театра в 2013 году стал концерт оркестра Cameristi della Scala вместе с итальянской оперной дивой Кармелы Ремиджио.

Театр оперы балета в течение всего 2013 года активно гастролировал. Во-первых, труппа отправилась в Европу. Балеты «Лебединое озеро» и «Щелкунчик» показывали в городах Германии. В 2014 году тур продолжился, но уже в Великобритании. Британским зрителям представляют оперы «Кармен» и «Травиата». Во-вторых, получил продолжение проект «Мосты дружбы», в рамках которого театр выезжал на обменные гастроли в Саранск, Мари-Эл и Чебоксары. Жители этих городов увидели оперу «Черное домино», проект «Танцы Pro...» и детский спектакль «Чиполлино».

Совсем скоро театр отправится на еще одни важные гастроли: труппа поедет в олимпийский Сочи, чтобы участвовать в культурной Олимпиаде. Гостям главного спортивного события 2014 года покажут проект «Танцы Pro...»

Не менее активной в 2013 году была жизнь в театре драмы имени В.Савина. В марте на его сцене впервые после 20-летнего перерыва состоялся театральный капустник. На него были приглашены абсолютно все театральные коллективы Коми, в том числе и любительские.

Получилось не без шероховатостей, но в целом творческая встреча прошла успешно. Самым запоминающимся моментом капустника стало выступление сотрудников телеканала «Юрган», которые ненадолго превратились в актеров и сыграли эпизод из спектакля «Кадриль».

В апреле театр отправился на гастроли. В первый раз в своей истории труппа колесила не по республике, а отправилась в Санкт-Петербург. Петербуржцам на сцене «Театра на Литейном» был представлен нашумевший спектакль «Гамлет» режиссера Олега Нагорничных и постановка «Всего ничего» по пьесе современного финского автора Сирку Пелтолла. Несмотря на скептические прогнозы, обе постановки имели в северной столице большой успех.

Буквально через месяц уже артисты «Театра на Литейном» приехали в Сыктывкар, привезя с собой три спектакля: драму «Семейный портрет» режиссуры Александра Кузина, поставленную по пьесе Максима Горького «Последние», детский спектакль «Святочный рассказ с приведениями» Юрия Томошевского и постановку Игоря Ларионова «Пиковая дама». Как и в 2012 году, повторные гастроли санкт-петербургского театра вызвали большой ажиотаж у зрителей — билеты были раскуплены за месяцы.

Еще более масштабный праздник ожидал жителей Коми в сентябре 2013 года. В театре драмы впервые состоялся Северный театральный фестиваль. В течение пяти дней сыктывкарские зрители имели действительно уникальную для столицы Коми возможность познакомиться с творчеством сразу трех российских театров: московского Малого театра, кировского и вологодского драмтеатров.

Московская труппа, чей состав был без преувеличения звездным (Людмила Полякова, Борис Невзоров, Елена Харитонова), привезла с собой два спектакля: «Свадьба, свадьба, свадьба!» по чеховским водевилям и «Волки и овцы» по пьесе Островского. После окончания каждого из них зрители, обсуждая увиденное, были в таком восторге, что использовали в основном прилагательные в превосходной степени. К сожалению, затем впечатление от хода фестиваля испортили кировские артисты. Их тургеневская «Провинциалка» получилась безликой и постной.

Зато заключительный аккорд фестиваля был невероятно сильным. Вологодский театр представил «Дом Бернарды Альбы». Это был спектакль, где сочетались невероятная по силе и искренности игра актеров, гармоничность подбора музыки и декораций, динамика действия. После просмотра этой постановки нельзя не согласиться с художественным рукоовдителем Малого театра Юрием Соломиным, сказавшим, что театр выживет благодаря провинции.

По версии «КомиОнлайна», именно Северный театральный фестиваль стал главным культурным событием года в Коми.

Месяц спустя на этой же сцене выступил еще один театр — кировский «Театр на Спасской». Постановка «Мифы Древней Греции» оказалась весьма необычной по формату: процесс перерождения хаоса в культуру артисты изобразили скорее с помощью хореографии и пластики, чем слов.

Кстати, после спектакля они отправились в одно из городских антикафе, где провели поэтический слэм, читая стихи Иосифа Бродского и Николая Заболоцкого.

Последние два месяца 2013 года в театре отметились двумя премьерными спектаклями. Один из них был приурочен к 125-летию со дня рождения Виктора Савина и рассказывал о последних днях лагерной жизни коми драматурга. Второй - «Вид в Гельдерланде» - был поставлен главным режиссером театра Юрием Нестеровым по дебютной пьесе Юрия Волкова.

«Центральная тема постановки – выбор. Девушка в окружении умудренных опытом женщин ищет себя, свой путь. И поиски эти, несмотря на то, что события происходят в мирное время, напоминают военные действия. Только на кону не будущее страны, а семья, любовь и жизнь», - так описала свои впечатления от спектакля корреспондент «КомиОнлайна», посетившая его.

В сентябре 2013 года в Коми состоялся еще один фестиваль «В гостях у Мойдыся», ставший вторым по счету. В нем приняли участие кукольные театры из многих регионов России, а благодаря участию крымских коллег он получил статус международного. За неделю маленьким зрителям было показано более десятка спектаклей.

В течение года в Коми приезжало достаточно большое количество артистов российского уровня, которые посещали Сыктывкар с антерпризами. Так, актер Борис Галкин на встрече со зрителями рассказал о своей жизни, творчестве, о людях, которые сыграли в его жизни важную роль, а также спел любимые песни и прочитал стихи. В завершении выступления он сделал неутешительный вывод о том, что российское кино умерло.

Его коллега Василий Лановой выступил в республиканской филармонии под аккомпанемент мобильных телефонов. Мэтр общался со зрителями, некоторые из которых забыли выключить звук на своих сотовых. Присутствовавший на концерте министр культуры Коми Артур Рудольф не выдержал и отчитал публику за неуважение к артисту.

В филармонии же состоялся спектакль «Штучки Дон Жуана», где негативную репутацию любителя женщин несколько подкорректировали и улучшили.

Помимо прочего, один из кинотеатров Сыктывкара стал участником проекта «ТеатрHD», в рамках которого лучшие постановки Королевского национального театра Великобритании транслировались в кинозалах с русскими субтитрами. Жители столицы Коми могли увидеть «Аудиенцию» с Хелен Миррен, «Франекенштейна» с Бенедиктом Кэмбербетчем и Джони Ли Миллером, «Гамлета» с Рори Кинниром и другие легендарные постновки. Кроме того, сыктывкарцам показали балет Большого театра «Ромео и Джульетта».

Юлия Самойлова

Ухтинская певица Юлия Самойлова стала известна в Коми и в России после участия в проекте Первого канала «Фактор А».

Девушка, которая передвигается на инвалидном кресле, чрезвычайно растрогала жюри шоу, в том числе Аллу Пугачеву, тем, что проникновенно исполнила песню-победительницу «Евровидения-2007» «Молитва». Жители Коми пристально следили за успехами Юлии на шоу и всячески ее поддерживали: голосовали, создавали группы во «ВКонтакте», устраивали массовые перепосты. В итоге девушка пробилась в финал, но победы не одержала: ей досталось второе место и «Золотая звезда «Аллы». Зато она исполнит песню на открытии Паралимпийских игр в Сочи.

 Выставки

Изобразительное искусство в 2013 году в Коми было представлено куда менее масштабно, нежели театральное. В Сыктывкаре состоялось несколько значимых для региона выставок, остальные же казались несколько приевшимися.

Если говорить об интересных проектах, то среди них можно выделить выставку итальянской художницы Джеральдин Биасотто (Géraldine Biasotto) «Невинность снов». Девушка, представляя свои работы посетителям, сказала, что хотела показать, как живет, ощущая одновременно реальность мира и его миражность.

В мае в Национальной галерее Коми открылась экспозиция «Романтический монтаж», прибывшая из собрания подмосковского музея-заповедника «Абрамцево». Необычность выставки заключалась в том, что все вещи, представленные на ней, либо написаны непосредственно в Абрамцеве, либо художники тем или иным образом были связаны с этим местом. На выставке было представлено около 80 работ, в которых воплощены попытки художников начала ХХ века прочувствовать новые веяния, переосмыслить историю первых десятилетий советского государства, выразить свое восприятие жизни по изменившимся правилам.

Тогда же, в мае, в столице Коми состоялась «Ночь музеев». Современное искусство было представлено в различных форматах, в том числе и довольно психоделических. Люди как обычно смотрели фильмы (какие угодно: черно-белые, немые, короткометражные, арт-хаусные), мастерили все, что можно смастерить, оценивали инсталляции, сочетающие в себе вечность мрамора и сиюминутность полиэтилена, слушали музыку саксофона. Общая оценка оказалась такой: Сыктывкар самыми различными способами стремиться попасть в список городов, где хорошо развито современное искусство, и пока процесс идет успешно.

Эстафету «Ночи музеев» в июле принял «Сыктывкарский Арбат». Этот проект, наоборот, с каждым годом становится все более предсказуемым и неинтересным. Было создано несколько тематических площадок, где продавались различные поделки, организовывались фотовыставки, игрались импровизированные концерты.

В августе молодые творцы республики и городов России отправились в деревню Козловка Княжпогостского района, чтобы поучаствовать во втором по счету плэнере «Клюква». Итогом этого посещения стала «Книга художников» - выставка, где экспонировались созданные во время выезда картины.

Главным же художественным событием года, произошедшим в Коми, стала выставка «Российский Север», которая после 30-летнего перерыва снова посетила республику. Экспозиция включала в себя плоды пятилетних трудов мастеров из восьми регионов страны. В Сыктывкаре работало сразу шесть площадок «Российского Севера». Корреспондент «КомиОнлайна», посетивший несколько и них, был поражен некоторыми работами, но в целом общая картина и логика выставки у него так и не выстроилась.

Национальный музей Коми в ноябре захватили пришельцы. Открывшаяся в культурном учреждении выставка показала посетителям животных и растения, которые случайно или намеренно попали в республику, хотя они совершенно не характерны для ее природы. Узнать, что чернобурую лисицу пришлось специально акклиматизировать для жизни в регионе, оказалось весьма занимательно.

В начале декабря в Сыктывкаре были выставлены работы, пожалуй, самого известного скульптора России — Зураба Церетелли. Предполагалось, что он сам приедет в столицу Коми и представит свои произведения, однако в последний момент поездка сорвалась. Однако журналисты без экскурсовода не остались — по залам их провела дочь мэтра Елена.

Завершился год двумя выставками. В несколько в непривычном виде была подана «АртЕлка» - в 2013 году ее сделали экологически направленной, все произведения были изготовлены из экологически чистых материалов. Также корреспонденты «КомиОнлайна» познакомились с историей новогодних игрушек.

Арт-лофт, памятники и другие события

В мае несколько менеджеров проекта «Арт-лофт» предложили создать в Сыктывкаре место, где смогли бы собираться творческие личности и развивать современное искусство в городе: репетировать, писать музыку, рисовать, в общем, творить. Собственно вдохновителям проекта требовалось только здание и некоторый административный ресурс, который бы помог лофту развиваться на первых парах. Предложение было выслушано благосклонно, однако до сих пор о его реализации так ничего и не слышно. Тогда же высказывалась идея создания продюсерского центра на базе телеканала «Юрган», где будут продвигаться талантливые исполнители. Больших успехов на этом поприще на данный момент тоже не замечено.

В этом году в столице Коми появилось несколько новых памятников. Территорию Стефановского собора украсили огромной золоченной фигурой Стефана Пермского. Ее создал заключенный ухтинской колонии Андрей Галушкин. Жители города оценили новый постамент по-разному: кто-то хвалил работу, а кто-то возмущался тем, что у храма поставили идола. В любом случае, представители епархии и ГУФСИНа были довольны тем, что давно вынашиваемая идея воплотилась в жизнь.

Следующим появился памятник учителю. Его проект был рассмотрен еще в 2004 году, автором стал скульптор Анатолий Неверов. Но установить памятник долго не удавалось — не было денег в бюджете. В итоге большую часть средств (общая сумма работ — два миллиона рублей) выделили спонсоры, и в августе у школы №12 памятник все же появился. Монумент представляет собой белую мраморную фигурную композицию, изображающую педагога и двух первоклассников, которые протягивают ему букеты цветов. Вид памятника вызвал крайне неоднозначную реакцию сыктывкарцев: кому-то он очень понравился, другие называли скульптуру неудачной и предлагали переименовать в «Могилу образования».

Под конец года вблизи Стефановской площади установили коми промысловый календарь. Фигуру изготовили на заводе в Нижнем Тагиле, копия календаря превышает оригинал по размеру в 17 раз. Скульптура представляет из себя круг с изображенными на нем медведем, оленем, горностаем, росомахой, лосем, выдрой, лисицей, белкой и куницей. По данным этнографов, древний промысловый календарь — это солнечный календарь, в котором отсчет ведется со дня весеннего равноденствия. Он также напоминал охотникам, на кого нельзя охотиться в конкретный момент времени. На нем девять промысловых животных соответствуют девяти месяцам древних коми. Большого интереса это новшество у жителей города не вызвало.

В 2013 году развлекательная инфраструктура Сыктывкара усилилась: открылся новый кинотеатр MORI Cinema. Увеличивающееся количество кинозалов в городе почему-то до сих пор не повлияло на ценообразование предоставляемых услуг, но зато на открытие приезжал известный актер Егор Бероев.

В Сыктывкаре в прошедшем году закрылось несколько клубов: доход перестали приносить MONEY FUNNY и «Штольня». Зато закрывшийся за год до этого клуб Cosmos снова начал работать. По угрозой выселения находится бар «Бахус», который уже много лет мучает жителей близлежащих домов шумом по ночам. Сыктывкарский банно-прачечный трест, чье помещение арендует заведение, обратилось в суд с иском о выселение бара. Чем закончится эта история и вздохнут ли наконец жильцы спокойно, пока неизвестно.

В завершение обзора «КомиОнлайн» предлагает читателям ознакомиться с размышлениями Михаила Дулина о том, что происходит с культурой в Коми, и узнать, каким, по мнению поэтессы Надежды Мирошниченко, должен быть внешний вид сыктывкарских девушек.

Фото Катерины Клепиковской, КРО партии «Единая Россия», газеты «Красное Знамя», Константина Башлыкова, с сайта «Театра на Литейном», Анны Душейко, Татьяны Ткалун, Елены Кабаковой, Владилена Олофинского

Без рывка: обзор культурных событий в Коми за 2013 год. Часть I

Реклама.
Реклама.

Комментарии

Реклама.
Реклама.
Реклама.
Реклама.

Календарь

«Апрель 2024»
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930


Реклама