Реклама.
Реклама.
Реклама.
Реклама.
Пятница, 18 ноября, 2016, 11:40 13734 24

Ничего революционного – что стало с Сыктывкаром, когда им руководил Андрей Самоделкин

Столица Коми осталась без мэра. «КомиОнлайн» вспомнил, что он успел сделать за год.

Закон о статусе столицы и стратегия

Сразу после избрания 18 ноября 2015 года Андрей Самоделкин обозначил несколько тем, которые посчитал приоритетными в своей работе. Он объявил, что не планирует делать ничего революционного. «Существует стратегия социально-экономического развития города на ближайшие десять лет. По ней и будем работать. Главное – двигаться в этом направлении сообща», – сказал он. Этот самый документ немного подкорректировали, заменив якобы устаревшие проекты и планы более размытыми формулировками – наверное, для того, чтобы потомки не смогли предъявить мэрии счета из-за невыполнения некоторых обещаний. Кроме того, стратегию продлили до 2030 года, в ней сделали акцент на четырех флагманских проектах: строительство международного сектора в аэропорту Сыктывкара, застройка нового квартала (проект «Югыд чой»), строительство индустриального парка и инвестиции в 61 миллиард рублей в развитие «Монди СЛПК».

Еще один важный документ – закон о статусе столицы – так и не был принят, хотя именно А.Самоделкин вытащил его из архива. Первый такой закон был принят в 1998 году, но спустя десять лет он утратил силу, что дало повод вновь заговорить об особом положении столицы. Дальше разговоров дело не сдвинулось. Инициаторы настаивали на том, что закон о статусе позволит Сыктывкару получать из республиканского бюджета дополнительные деньги на содержание и развитие. Сейчас городу выделяются средства из региональной казны на тех же основаниях, что и другим муниципалитетам. 

После избрания А.Самоделкин намекнул, что надо вернуться к вопросу присвоения Сыктывкару официального статуса столицы региона. Чуть позже он пояснил, что «это необходимо не только для того, чтобы выбивать финансирование». «Городская жизнь отличается от жизни других муниципалитетов. Есть нюансы, которые можно учесть в будущем законе. Закон, который разрабатывался в прошлом, мы достанем из архивов и используем полезные наработки. Первые шаги по подготовке нового нормативного документа мы уже начали делать», – сказал мэр 30 ноября прошлого года. Были сделаны вторые или даже третьи шаги, неизвестно.

Структура мэрии

Новый руководитель администрации немного скорректировал ее структуру под себя. Так, было сокращено число заместителей мэра: из семи штук оставили одного первого заместителя и четырех профильных по разным направлениям. Новая структура начала работать с 1 января 2016 года.

Тогда же в администрации появилось управление контроля. По словам А.Самоделкина, это своего рода полицейское управление, в задачи которого вошел контроль за эффективностью остальных управлений и департаментов.

Новый сайт

В феврале А.Самоделкин заявил, что с горожанами необходимо общаться виртуально. Для этого решили сделать сайт, на котором каждый житель города смог бы оперативно обратиться через интернет к городской власти со своими инициативами, предложениями, жалобами или благодарностями. Разработку проекта доверили студентам Сыктывкарского госуниверситета. В результате в июле администрация презентовала сайт нашсыктывкар.рф.

Пользоваться им можно только после авторизации. Основные разделы: «Экспертизы», «Гранты», «Городовые», «Открытый бюджет», «Хорошие новости».

Мэрия начала активно использовать сайт для голосований на различные темы. Например, о граффити на домах, появлении городской доски почета, пешеходных зонах, лучшей песне о Сыктывкаре или чтобы выбрать название для строящегося ледяного дворца в Эжве. При этом не учитывается, что на сайте наш.сыктывкар.рф один человек может голосовать неограниченное количество раз, что не исключает «накрутку» голосов. А если пользователь хочет просмотреть промежуточные итоги, ему снова приходится проголосовать – только так открывается окно с данными. Итоги голосования пользователям сайта вовсе недоступны. Так произошло в случае с опросом насчет пешеходной зоны на отрезке между Стефановской площадью и улицей Советской.

Общественный транспорт

В числе первых обещаний, данных А.Самоделкиным после вступления в должность, было особое внимание к транспортному обслуживанию города. Он сказал, что хочет привести автобусный парк к однообразию и запустить маршруты в отдаленные и малонаселенные уголки Сыктывкара, но только с учетом мнения горожан.

Уже в начале декабря 2015-го было введено первое изменение: автобус №29 начал ездить от нового автовокзала до МФЦ, расположенного по соседству с центром культурных инициатив «Югор». Затем с 21 декабря 25-й автобус начал четыре раза в день объезжать местечко Яг-Кар. Потом автобус №29 пустили на маршрут с заездом в сыктывкарское Заречье. С 1 августа 2016 года изменилась конечная остановка маршрутов №№ 12, 26, 102, 103 и 105 – от аэропорта ее перенесли к зданию бывшего автовокзала в Кируле.

Также планировалось ввести еще два новых маршрута: Верхняя Максаковка – ТРЦ «Макси» (№22) и Городской автовокзал – Сыктывкарский фанерный завод (№33). Но выигравшие аукцион компании их по каким-то причинам не организовали. Заново разыгрывать маршруты будут в декабре.

Кроме того, власти столицы Коми намерены были скорректировать некоторые маршруты с учетом потребностей людей с инвалидностью, которые хотели бы с комфортом добираться до спортивных объектов города. Но после соответствующего поручения мэра об этой теме больше нигде не упоминали.

Что касается приведения автобусного парка в однообразие, в декабре 2015-го стало известно, что в городе должно появиться 14 новых автобусов. Сделать это обязали перевозчиков. А в августе 2016-го в город прибыло 25 автобусов НЕФАЗ на газомоторном топливе, которые поставили на маршруты №№ 1, 5 и 54. Специально для них в городе открыли газозаправочную станцию, которой, впрочем, могут пользоваться и жители региона. Потом парк пополнился, теперь НЕФАЗы ездят и по другим маршрутам, в том числе в пригородные поселки. Водители, появившиеся на презентации в униформе, о спецодежде забыли и продолжают управлять транспортом в майках, футболках и свитерах.

Эксперименты с общественным транспортом

В августе в столице Коми появились первые автобусы без кондукторов – на маршруте №19. А в октябре по городу пустили «автобус здоровья» – потрепанный и грязный пазик, пропагандирующий здоровый образ жизни.

Помимо этого, в 2016 году в Сыктывкаре планировали перейти к продаже электронных автобусных билетов и приступили к подготовке изменений в нормативно правовые акты республики, которые дадут возможность внедрять комплексную автоматизированную систему оплаты проезда. Говорилось, что начало реализации проекта будет возможно в лучшем случае в четвертом квартале 2016 года, а на внедрение электронных билетов уйдет минимум 5-6 месяцев. Пока этого не произошло.

В итоге сыктывкарцы поместили город на 76-ю строчку рейтинга качества транспортной системы.

Точечная застройка и парковки

В начале декабря 2015 года в Сыктывкаре утвердили новые нормативы градостроительного проектирования столицы Коми. В свежей редакции документа есть пункт, согласно которому разрешение на капитальное строительство может получить только застройщик, предусмотревший в проекте столько же парковочных мест, сколько квартир будет в жилом доме. И это не рекомендация, а обязательные к исполнению требования. Позже оказалось, что это правило пока не начало действовать.

Кроме того, А.Самоделкин поручил управлению архитектуры, городского строительства и землепользования и главному архитектору города Владимиру Рунгу разработать правила, запрещающие точечную застройку в Сыктывкаре. Они еще не приняты, но планируется, что начнут действовать в 2017 году.

Снос «деревяшек»

Активизация программы переселения привела к тому, что в городе стало появляться много пустующих бараков. В мэрии подсчитали, что надо снести 80 опустевших домов. Поначалу в этом году собирались сравнять с землей восемь аварийных зданий, потом нашлись деньги еще на десяток, затем общее число подлежащих сносу «деревяшек» увеличилось до 37. Особенно остро эта проблема стояла в Лесозаводе, где за весну-лето дома поджигали два десятка раз. В одном из подожженных домов однажды обнаружили труп, но МЧС и МВД эту информацию скрыли. Пострадал при пожаре и местный спортивно-культурный центр, его отремонтировали спустя полгода. Что стало с подростками, которые якобы поджигали дома, тоже неизвестно.

Переезд ярмарки выходного дня

В начале февраля 2016 года ярмарка выходного дня перестала проводиться «под часами» на пересечении улиц Коммунистической и Первомайской и переехала на территорию бывшего центрального городского рынка. Это решение приняла мэрия города, основываясь на различных мнениях. Среди доводов за перенос ярмарки отмечалось, что бывший рынок лучше приспособлен для торговли: он больше по площади и безопаснее, поскольку там нет интенсивного движения автомобилей.

С тех пор фермеры жалуются  на то, что выручка с момента переезда торговых палаток на новое место заметно снизилась. Письмо с таким содержанием они даже направили президенту страны , но решение поставленных в нем вопросов было спущено из Кремля на местный уровень.

Администрация все это время жестко отстаивала свою позицию и отказывалась переносить ярмарку обратно в центр города. Фермерам предложили активнее заниматься продвижением своего товара, но они постепенно рассредоточились по городу – палатки появились возле крупных торгово-развлекательных центров.

Мэрия разработала стратегию популяризации ярмарки выходного дня, в ней говорилось о наружной рекламе, объявлениях по радио, музыкальном сопровождении, благоустройстве территории. Горожанам пообещали купоны для участия в розыгрыше продуктовых наборов, если они сделают покупки на ярмарке с 12 ноября по 10 декабря.

Завершение строительства човского моста

Решение о необходимости отремонтировать мост было принято еще в 2012 году, когда мэрия инициировала его обследование. Построенный в 1971 году под действовавшие тогда нормативные нагрузки мост в 2013 году был признан аварийным. Прокуратура обратилась в суд с иском о возложении на мэрию обязанностей по строительству нового. В июле суд это решение поддержал. В декабре администрация столицы Коми разместила заказ на проектные работы, новый мост должны были сделать к концу 2014 года. Этого не произошло.

В конце 2015 года А.Самоделкин заявил, что работы по проекту, на который выделили 156 миллионов рублей, будут завершены до конца 2016 года. В итоге он открыл проезд по новому мосту 14 сентября. После этого рабочие приступили к демонтажу старого сооружения. В будущем два моста объединят – дорога станет четырехполосной.

Борьба с автохламом

Бороться с брошенными машинами в Сыктывкаре хотели еще в 2011 году, но для этого не хватало инструментов – вывезти автохлам имел право только его собственник. Весной 2016 года депутаты с подачи мэрии решили запретить оставлять автохлам на улице, внеся изменения в правила благоустройства. После принятия решения в июне развернулась борьба с забытыми во дворах разбитыми машинами. Городовые составили их реестр, в котором к началу июля насчитывалась почти сотня таких автомобилей. Некоторые автовладельцы добровольно согласились утилизировать автохлам, а А.Самоделкин попросил ускорить процесс по созданию специальной комиссии, занимающейся вопросами уборки обнаруженных старых машин с улиц.

Борьба с барахолкой в Кируле

Мэрия города решила бороться с барахолкой, расположившейся на стоянке перед бывшим автовокзалом в местечке Кируль. Поначалу руководство города говорило, что блошиный рынок портит внешний вид Сыктывкара, тогда предприниматели отгородились от населения пластиковой стеной. Затем к автовокзалу перенесли конечные остановки пяти дачных маршрутов. Автобусам понадобилось место под разворотную площадку. Но в итоге старьевщики никуда не съехали.

Масштабная кампания по ремонту дорог

Сыктывкар получил из федерального бюджета 350 миллионов рублей на ремонт дорог. Эти деньги, по условиям соглашения, можно было потратить только на ремонт по технологии ЩМА и использовать до 1 сентября 2016 года, иначе средства были бы потеряны. Выделенная сумма оказалась меньше, чем в 2014 году (360 миллионов рублей), но больше, чем в 2015 году (167 миллионов рублей). На переведенные деньги власти решили отремонтировать девять улиц. В конце августа работы завершились. А.Самоделкин заявил, что Сыктывкар – один из немногих городов, уложившихся в срок. С учетом республиканских и муниципальных средства ремонтная кампания – 2016 года оказалась самой масштабной за последние несколько лет.

Берегоукрепление

Берег Сысолы вдоль Кировского парка начал сползать в реку еще в 1940-е годы. О проблеме знали, но из-за нехватки денег берегоукрепление все время откладывали на потом. Первые средства на решение появились в 2007 году. Тогда за лето были выкорчеваны деревья, вывезена часть грунта для того, чтобы организовать стоки для грунтовых вод. Но на следующий год работы не возобновились (опять не было денег). Лишь в 2010-м сделали дренажную систему на части парка, а в 2014-м берег частично отсыпали песком, сделали подземные конструкции, отводящие потоки воды, уложили сетку и щебень. Из-за того что Москва отказалась выделять деньги, на которые рассчитывала мэрия, сроки сдачи набережной перенесли на 2017-й.

Сыктывкарская природоохранная прокуратура предупредила, что если не закончить проект в 2016 году, все подготовительные работы окажутся напрасными, а все сделанное смоет в половодье. В январе 2016-го А.Самоделкин заявил, что даже если 65 миллионов из федерального бюджета на берегоукрепление не поступят, город изыщет средства в своем бюджете, чтобы не допустить потери уже проведенных работ. Но подтверждение того, что деньги придут, было уже через неделю после его заявления.

В апреле этого года застройщик пообещал, что работы будут завершены в сентябре. Потом власти города хотели успеть к 95-летию республики, но не смогли: сначала проект пришлось скорректировать, а в начале августа в Сыктывкаре был сильный ливень, который повредил уложенные на склоне конструкции из плит. В конце октября подрядчик заявил, что работы выполнены на 99 процентов. Забор между парком и рекой убрали (осталась лишь часть рядом со стадионом), но гулять по техническому сооружению, хоть оно и стало доступным, не рекомендовали.

Сейчас по снежным склонам укрепленного берега, несмотря на предупреждения, гуляют горожане, а дети катаются на ледянках и ватрушках. И еще одно последствие берегоукрепления – река начала вымывать другой его участок.

Преобразование Кировского парка

В 2013 году Сыктывкару представили проект реконструкции парка имени Кирова. Так как денег на работы в городе все эти годы не было, а их стоимость в ценах прошлых лет достигала 460 миллионов рублей, реконструкцию решили разбить на этапы, а к юбилею Коми объект хотя бы немного обновить.

Весной 2016-го работы начались: парк частями закрывали от посетителей, снимали старые дорожки, устанавливали бордюры, клали новый асфальт, обновляли лестницы, устраивали освещение и зоны отдыха со скамейками, рубили старые и опасные деревья, засеивали газоны (некоторые из них напугали горожан своим цветом). На эти работы выделили 50 миллионов рублей.

К 16 августа подрядчик закончил косметический ремонт парка и его открыли для посещения. Из нового в парке – туристическая карта Сыктывкара, памятник погибшим полицейским, спортивная площадка с тренажерами. А в октябре он частично избавился от забора, отделявшего его от будущей набережной и реки.

Тренажеры в Кировском парке

За две недели до первого снега в Кировском парке установили десять уличных тренажеров и три комплекса для занятия воркаутом. Открыть площадку собирались во время утренней зарядки в 07:00 15 октября, однако на планерке в администрации города А.Самоделкин предположил, что в это время никто в парк не придет.

В субботний полдень, несмотря на выходной и холодную погоду, на площадке собралось много детей и взрослых, поэтому у тренажеров были небольшие очереди. В ближайшие годы в Сыктывкаре планируется установить еще 15 аналогичных площадок.

Пешеходная улица

В октябре 2014 года организация «Городские проекты в Сыктывкаре» предложила перекрыть 40-метровый участок улицы Коммунистической от Стефановской площади до улицы Советской. Вновь к этой идее вернулись в 2015-м, так как, по мнению активистов, Сыктывкару не хватает общественных пространств. Они считают, что на этом месте могли бы появиться летнее кафе, скамейки, зоны для выставки работ художников или фотографов, арт-объекты. Еще один вариант изменения улицы – стилизация ее под XVII век. Летом того же года был организован фестиваль, на котором собрали более 1000 подписей в поддержку инициативы.

На брифинге 18 января 2016-го А.Самоделкин отметил, что идея ему по душе. «Но сначала нужно определить, для чего эта улица будет перекрыта, какие арт-объекты на ней появятся, не будет ли перемена ее функционала негативно сказываться на дорожном движении, – отметил он. – Это должно быть решение, не принятое с кандачка, а продуманное. Поэтому мы договорились, что в 2016 году будет разработан проект, который мы потом и представим жителям города».

Проекта так и не представили. А 18 октября 2016-го активисты отправили на имя А.Самоделкина письмо с просьбой все же сделать отрезок от Ленина до Кирова пешеходным, заручившись поддержкой двух общественных организаций – «Экологи Коми», «Аппарель».

Мэрия устроила опрос, результаты которого вряд ли можно назвать презентабельными, так как голосовать можно было сколько угодно раз.

«С моей точки зрения, логичнее было бы делать пешеходной нижнюю часть Коммунистической – от Советской до Кирова. Но там есть жилые дома, и мы не имеем права лишать людей возможности приехать домой, – сказал 25 октября А.Самоделкин. – Та же проблема и на участке, который предлагают закрыть для движения общественники. Ни ГИБДД, ни Госпожнадзор не разрешат нам делать этого. Но вместо того, чтобы искать альтернативные варианты, активисты уперлись: «Дайте нам этот участок, и трава не расти». Но ведь пешеходная улица должна быть удобна для всех. Мы устроили опрос, но и там конкретных альтернативных предложений не прозвучало». На самом деле горожане предложили десятки вариантов для разных районов столицы.

Ремесленников – на старый рынок

Торжественное открытие первого центра ремесел в столице Коми состоялось 22 июня. Ремесленники региона неоднократно повторяли, что у них много идей для воплощения, но им не хватает помещения, где все можно было бы реализовать. И вот их мечта сбылась: на первом этаже здания бывшего центрального рынка на Орджоникидзе, 50 разместили несколько мастерских, где можно проводить мастер-классы и продавать сувениры. «Отрадно, что современные умельцы сохраняют наследие предков, воссоздавая в произведениях народно-художественных промыслов частичку нашей республики и города, духовное начало, национальный колорит, мировоззрение, мышление коми народа, его самобытность, историю. Уверен, что сувенирную продукцию будут с удовольствием приобретать приезжающие в наш город представители других регионов и стран», – цитировал слова А.Самоделкина на открытии «Комиинформ».

Подвинули промысловый календарь

В сентябре 2016 года на несколько метров перенесли промысловый календарь, установленный в 2013 году на газоне у парковки между гостиницей «Авалон» и центральным универмагом. Фигуру изготовили на заводе в Нижнем Тагиле в 2013 году. Копия календаря в 17 раз превышает оригинал и весит более 300 килограммов. Скульптура представляет из себя круг с изображенными на нем медведем, оленем, горностаем, росомахой, лосем, выдрой, лисицей, белкой и куницей.

С ноября 2014 года в мэрии начали говорить о переносе объекта в другое место. В мае 2016 года наконец решили, куда можно перенести арт-объект, но сделать это смогли только в конце лета.

Дом культуры «Сыктывкар»

В январе 2016 года начался ремонт в зале бывшего кинотеатра «Парма-2» в здании администрации города. В сентябре там открылся дом культуры, над названием которого долго не размышляли. Было объявлено, что в кинозале модернизировали систему освещения, установили новое звуковое оборудование, а сцену расширили и оснастили специальным покрытием. Теперь там смогут выступать не только вокальные, но и хореографические коллективы.

Отвоеванный пустырь

В сентябре заросший травой и частично используемый для стоянки автомобилей пустырь на улице Свободы стали обносить забором. Выяснилось, что еще в 2009 году этот земельный участок был передан ООО «КрасКом» для строительства торгово-офисного здания. Фирма долгое время ничего не предпринимала, лишь продлевая права на землю. Однако в 2015 году участок был внесен в реестр площадей, которые относятся к территориям общего пользования и принадлежат неограниченному кругу лиц. То есть там запретили что-либо возводить. Но суд в июле 2016 года обязал мэрию выдать разрешение на строительство. Работы начались 27 сентября, а через два дня жильцы соседних домов вышли на митинг. Не зная о проекте ничего, люди требовали оставить место с грязными тропинками нетронутым. В их представлении там должен быть сквер со скамейками и деревьями, а также игровая площадка.

Пока дело решалось в суде, фирма приступила к подготовительным работам, мэрия называла их несанкционированными. Лишь в середине октября решили провести совместную встречу жителей домов, представителей застройщика и администрации города. На ней мэрия, совет города и строительная компания подписали мировую: от строительства здания отказались, участок пообещали привести в первоначальный вид.

Муниципальные гранты

В течение этого года мэрия выделила десяток грантов на различные проекты.

При поддержке администрации города в октябре открылся музей русского хоккея, целями которого назвали развитие этого вида спорта, пропаганду здорового образа жизни и укрепление имиджа Сыктывкара как  центра спортивных состязаний, в том числе по хоккею. Экспозиция представлена коллекцией формы и архивными фотографиями хоккейного клуба «Строитель», видами снаряжения – клюшками, коньками. Было объявлено, что этот музей станет составной частью музея спортивной славы Сыктывкара. Его откроют в здании мэрии.

В октябре же обновили композицию в честь 200-летия города. Объект, созданный в 1980 году, в результате природно-климатического воздействия и отсутствия должного ухода пришел в негодность. Под руководством «Достояния Республики» провели работы по восстановлению базовой основы композиции, заменили и отреставрировали декоративные элементы, установили новый макет генплана развития Усть-Сысольска, утвержденный императрицей Екатериной II в 1783 году.

Школа в Орбите

Четырехэтажную профильную школу с двумя спортзалами хотели начать строить в 2014 году, а закончить к 2017-му. Из бюджета выделили 15 миллионов рублей на разработку проекта, еще 150 миллионов рублей было заложено на первоначальном этапе строительства. Затем школу исключили из инвестпрограммы на 2014 год. Поэтому было решено привлечь деньги частных лиц. Инвестора нашли, но позже он отказался от софинансирования.

После этого проект поддержали федералы, выделив 563 миллиона рублей. Общая стоимость работ составила 820 миллионов рублей.

Начать строительство школы должны были в первом квартале 2016 года, мэрия потребовала от подрядчика сделать все за 6 месяцев, хотя по проектной документаций строительство должно вестись 23 месяца. В июле 2016-го руководитель региона Сергей Гапликов заявил, что установленные сроки реальны. На 1 октября работы были выполнены на 5,6 процента. В начале ноября, когда строители только-только подняли два этажа, было объявлено, что из федерального бюджета не потрачено ни копейки, поэтому республику не оштрафуют за неосвоение средств и их не заберут.

За оставшиеся полтора месяца школу, скорее всего, не построят.

Ледовый дворец в Эжве

В 50-летний юбилей Эжвы республика подарила району ледовый дворец. В декабре 2013 года строители начали вбивать сваи на выделенной территории. Тогда объект планировали сдать во втором квартале 2015 года. Затем сдачу перенесли на конец 2016-го. В июле этого года уточнили: закончить объект хотят в конце сентября, а первые посетители в него попадут уже в ноябре. В конце октября АСамоделкин лично убедился в состоянии дел на объекте.

Мэрии пришлось перезакупать необходимое оборудование: морозильную установку (самая дорогая часть проекта), хоккейную коробку и трибуны.

Общая площадь здания – четыре тысячи квадратных метров. Проект предусматривает раздевалки, душевые, сауну, парную, радиорубку, тренерскую, комнату отдыха, процедурный, медицинский кабинеты и помещения для персонала. Зрительный зал будет вмещать в себя 253 человека, отдельно предусмотрен сектор на пять мест для людей с инвалидностью. Изначальная сметная стоимость катка, как заявлялось ранее, составляла 264 миллиона рублей.

До сих пор любой желающий может оставить свой вариант названия для будущего спортобъекта в объявленном мэрией голосовании. Просмотреть варианты ответов, оставленные горожанами, нет возможности.

Текст подготовили Елена Кабакова, Антонина Лапунькова, Владилен Олофинский и Игорь Соколов

Фото Владилена Олофинского, Игоря Соколова, Елены Кабаковой, Светланы Быковской, с сайтов rkomi.ru, сыктывкар.рф, пресс-службы администрации Сыктывкара

Реклама.
Реклама.

Комментарии

Реклама.
Реклама.
Реклама.
Реклама.

Календарь

«Ноябрь 2024»
ПнВтСрЧтПтСбВс
123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930


Реклама